Театр русского импрессиониста

29 марта к 150-летию Константина Коровина Третьяковская галерея покажет его работы монументально

Свершилось — юбилейная ретроспектива Константина Коровина перекочевала из Петербурга в Москву. Выставка, осенью представленная в Русском музее, в Третьяковской галерее расширится за счет театральных эскизов, декорацией из Бахрушенского музея и отреставрированных монументальных панно. В экспозиции ГТГ на Крымском валу — около 240 произведений мастера из 22 музеев России и стран ближнего зарубежья. Что ждет зрителей на крупнейшем проекте Третьяковки этого года, узнал «МК».

29 марта к 150-летию Константина Коровина Третьяковская галерея покажет его работы монументально
Константин Коровин "У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина".

К юбилею Константина Коровина музейщики начали готовиться загодя. Еще три года назад Третьяковская галерея представила отреставрированное монументальное панно «Базар у пристани в Архангельске», которое художник создал к открытию павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Сейчас на юбилейной выставке зрители снова увидят эту работу, теперь уже в комплекте с еще тремя панно из знаменитого Северного цикла, написанного после путешествия Коровина и Серова к берегам Белого моря. Эти произведения, в начале ХХ века украшавшие Ярославский вокзал, затем годами пылившиеся в запасниках музея, станут одной из главных изюминок проекта. Не менее важное место займет панно, в котором угадываются характерные признаки модерна, «Старый монастырь» - оно более семи метров в длину.

Именно на монументальности творчества, да и масштабе самой фигуры «первого русского импрессиониста», хотят сделать акцент музейщики. С тем же ощущением масштаба живописца с конца августа по середину ноября в Русском музее показывали другое монументальное панно, выполненные для Всемирной парижской выставки 1900 года. То самое, за которое Коровин получил золотую медаль и звание французского кавалера Почетного легиона. На выставке в Москве его не будет. Как и не будет работ, написанных в Германии или Париже, куда художник уехал после революции и где провел свои последние годы.

Зато на московской выставке будет много театральных работ Коровина. Ведь именно этот художник, наряду с Бенуа и Бакстом, считается одним из реформаторов театра. После поездок в Европу в 1980-х, знакомства с западноевропейским искусством (особенно его увлекало творчество Клода Моне и Огюста Ренуара), Коровин начинает активно работать в театре. «Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора... Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне цвета», - так объяснял он назначение декораций, которые создавал сначала для Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а потом для Большого и Мариинского театров. За два десятилетия, что художник возглавлял театрально-декорационную мастерскую Императорских театров, было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. На выставке зрители увидят лучшие эскизы мастера к балетам «Дон Кихот», «Конек-Горбунок», «Щелкунчик», операм «Демон», «Хованщина», «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Открытием обещает стать чудом сохранившиеся декорации и костюмы к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», сделанные для постановки во французском театре г. Виши в 1934 году. Но не только эскизы, сами декорации тоже покажут на выставке. Из них самые интересные - подлинные сценографии к спектаклям «Стан Шемаханской царицы» и «Град-столица».

Конечно, не обойдется выставка Коровина без портретов, в том числе и его близких друзей - Шаляпина (о котором художник даже написал книгу) и Вахтангова. А главное, бесконечно поэтичных пейзажей, сделанных в Европе и в самых разных уголках России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру