Про театр на лямках

У спектаклей для детей — взрослые проблемы

29 марта 2012 в 19:02, просмотров: 2532

В Королевском Шекспировском театре есть специальный департамент, создающий спектакли для школ. А у нас другие «достижения»: 50 процентов московских детей вообще никогда не были в театре. Проблемы детского театра в столице и в России обсудили в Общественной палате, которая впервые в своей практике вынесла на обсуждение тему искусства для детей.

А при чем здесь театр? Других проблем нет? Собравшиеся в здании на Миусской площади профессионалы знают, что Родина начинается не только с «картинки в твоем букваре».

Про театр на лямках

За столом — режиссеры, драматурги, издатели, представители Министерства культуры, директор школы (к сожалению, и единственный представитель от департамента).

— Государство в последнее время декларирует поддержку детских театров, — говорит зампред Комиссии по культуре ОП Сергей Абрамов. — Насколько желание соответствует действительности? Вопросы множатся — это и финансирование на местах, и репертуар (для малышей и подростков), гастроли, связь со школами...

Но что бы ни декларировала власть, реальность для детского театра — печальная. Вот показательная история от Терезы Дуровой:

— Как-то я позвонила одному высокопоставленному начальнику от культуры и пригласила его на премьеру в свой театр. «Извини, — сказал он мне, — не могу, я сегодня иду в театр»...

Вместе с Алексеем Бородиным из РАМТа они формулируют, может быть, главную мысль:

— До тех пор, пока в обществе в целом не поменяется отношение к детству как к полноценному времени, возрасту, мы будем говорить об этих проблемах. Сегодня работать для детей непрестижно, славы на этом не заработаешь. Отпускаемые на детские спектакли средства должны быть в два раза больше, чем на взрослые спектакли, и артисты должны получать в два раза больше.

Алексей Бородин подтверждает, что молодые режиссеры в Молодежном театре, поставив один замечательный детский спектакль, больше для детей ставить не желают. Они боятся, что их «запишут» в детские режиссеры. Драматург Михаил Бартеньев, чьи пьесы широко идут по театрам страны:

— Я недавно попросил Сергея Женовача дать нам на Самарский фестиваль молодых режиссеров. «Да что же вы все с детским театром носитесь!..» — услышал я.

— Сегодня в России 63 ТЮЗа. В концепции Министерства культуры развития театра появился отдельный раздел — театр для детей, — подтверждает Софья Апфельбаум, руководитель театрального отдела Минкульта, — но в большинстве регионов специализированных театров для детей нет. На Дальнем Востоке всего два таких театра. Существует еще и другая статистика, более страшная: 50 процентов детей Москвы ни разу не были в театре (и это при таком большом предложении!), а в сельской местности — 90 процентов...

А стоит ли вообще так носиться с детским театром? Однозначный ответ: стоит! В европейских странах таких вопросов не задают — финансируют и развивают театральные проекты отдельно для самых маленьких и подростков.

Сергей Казарновский, директор школы № 686:

— В Королевском Шекспировском театре есть специальный департамент, создающий спектакли для школ. А в Москве (что же говорить о других городах!) мы строим школы, где залы годятся разве что для проведения маленьких партсобраний: узкие, в три метра глубиной сцены, невозможно подвесить элементарное световое оборудование...

У самого Казарновского в школе — прекрасный театральный зал, оборудованию которого может позавидовать взрослый театр, но это — исключение.

Единственный представитель взрослого театра — худрук «Бронной» Сергей Голомазов — считает, что детским театром в России как институтом воспитания и культуры нужно заниматься значительно больше, чем экспериментальным и документальным театром, значение которого сегодня явно завышено в обществе. И он прав: для тех, кто с детства не имел привычки ходить в театр, потом что документальный, что музыкальный театр или экспериментальный — все будет пустым звуком.





Партнеры