Пиковая дама — знак тайной недоброжелательности

Почему Элина Быстрицкая не играет в премьерном спектакле?

4 июня 2012 в 18:03, просмотров: 4875

Малый театр перед закрытием сезона гоняет уже на зрителях премьеру будущего сезона — «Пиковую даму». Свои театральные фантазии по повести Пушкина реализовал на сцене Дома Островского режиссер Андрей Житинкин. Однако вместо заявленной Элины Быстрицкой в роли, естественно, Графини, вышла Вера Васильева, подруга и ровесница Быстрицкой, тоже народная СССР.

Пиковая дама — знак тайной недоброжелательности
фото: Михаил Гутерман
Вера Васильева и Александр Дривень

Как стало известно «МК» «Пиковая» ( на то она и Пиковая) попутала в Малом все планы: после того как Элина Быстрицкая написала заявление об отпуске, над выпуском нависла угроза. Но в спектакль по просьбе все той же Элины Авраамовны вошла Вера Васильева и за ме6сяц спектакль, до этого репетировавшийся в репетиционном зале, вышел на сцену.

— Андрей, что значит «театральные фантазии», обозначенные в программке? Какую степень, зная твою радикальность в работе с классикой, ты себе позволил?

— Это классическая версия, без авангарда. Мы ничто не переносим в наше время: у Пушкина и так всё сверхактуально. Мотив денег — вот главное. И как без всяких усилий их хочет получить молодой человек. Да, я понимаю, любой человек уязвим, тем более такой аккуратный, как пушкинский Германн: копил, не играл... И тут сорвался, как говорится, «с резьбы». Не получается вот так, с кондачка, не затрачиваясь, разбогатеть. Власть денег, деньги — талисман современного мира — вот о чем наш спектакль.

Режиссер уверяет, что бережно обращался с классикой и позволил себе лишь прописать линии, лишь обозначенные Пушкиным: например, свадьбу служанки.

— А финал, Андрей, не поверю, что ты оставил его нетронутым?

— Финал... Да, действительно, я сделал его более человечным что ли. В финале — явление графини, которая произносит: «Обуховская больница. 17-й номер». Это сумасшедший дом, куда угодил Германн. И поет ему колыбельную.

«Пиковую даму» 2012 оформили два художника: декорировал Андрей Шаров, в этом сезоне вернувшийся в театр из модного бизнеса (успел сделать только «Анархию» в Современнике. — М. Р.). А вот приодел ее, и совершенно удивительно и прекрасно, Вячеслав Зайцев.

— Слава сделал костюмы в стиле эпохи, и они совершенно потрясающие, — комментирует Андрей Житинкин.

В роли Германна выступил молодой артист Малого Александр Дривень, Лизу сыграла Любовь Ещенко, Чекалинского — прекрасный актер Дома Островского Борис Клюев.

А вот теперь о пиковой даме, то есть об исполнительнице этой роли. Как правило, на театре ее сравнивают с чеховским Фирсом в том смысле, что до дамы нужно дорасти. В любом театре ее играет, как правило, пожилая прима. Когда запускался проект в Малом, то на роль графини была назначена Элина Быстрицкая, красавица, да еще со званием народная артистка СССР. Начала репетировать, на нее Зайцев сделал костюмы, однако... Неожиданно актриса подает заявление об отпуске без содержания до конца 2012 года.

Официальная версия — не очень хорошее самочувствие актрисы. Неофициальная — ходят самые разные слухи, которые так или иначе сходятся в одном: как будто Быстрицкую обидели в театре.

Она же сама позвонила своей подруге Вере Кузьминишне Васильевой из Театра сатиры и попросила войти в спектакль, что последняя и сделала. До официальной премьеры, назначенной на новый сезон, играет пока Васильева. Выйдет ли Элина Быстрицкая на сцену Малого театра — пока неизвестно.



Партнеры