Самая емкая речь на «Золотой Маске» уместилась в 30 секунд

Прямо из театра передает наш обозреватель

«Золотая маска» — это единственное место, где раз в году не успеваешь налево и направо раздавать «здрасьте». Здесь одни знакомые, одни театралы, которые в жесточайшей конкуренции борются за «Золотую Маску». Но на этот раз оглядываться по сторонам особенно не нужно, потому что два экрана, установленных по краям сцены, транслируют тех, кто пришел в надежде получить «Маску» или поддержать тех, кто за нее боролся.

Прямо из театра передает наш обозреватель

А боролось 608 спектаклей со всей России, 57 дошло до финиша. Итак, церемония начинается. Её ведут театральный режиссер Евгений Писарев и питерская актриса Елизавета Боярская. Музыкальное сопровождение — джаз-оркестр имени Лундстрема.

Надо сказать, что за 19 своего существования Национальная премия все-таки научилась краткости. Слово президента — Марии Ревякиной длилось 5 минут, и она за эти 300 секунд успела сказала подобающие случаю важные слова и упомянуть финансовых спонсоров. Ещё короче — 120 секунд — говорила зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец.

За час «отстрелялись» по музыкальному театру — здесь оказалось больше всего номинаций. Так, только категория «Лучший спектакль в опере» представлена 11-ю названиями, а за лучшую женскую роль в опере боролось целых 9 артисток. В других номинациях поменьше. Две «Маски» получил режиссер Дмитрий Черняков, один из самых востребованных наших режиссеров на территории оперы. Одну «Маску» он взял за «Руслана и Людмилу», а второй весьма удивился — его наградили как художника этого же спектакля. Черняков произнес речь, которая звучала как защита Большого театра, который в последнее время находится в центре совсем не художественного скандала.

- Здесь работают такие потрясающие мастера и люди, которых я больше нигде не встречал, - сказал Черяков. А он знает что говорит: ставит по всему миру.

По количеству «Масок» его обогнал только дирижер Теодор Курентзис — за несколько постановок. Лидер современного музыкального театра сообщил , что одну «Маску» посвящает своему отцу (он умер 2 года назад в тот день, когда Теодор получал свою первую «Маску»). А остальными обещал щедро поделиться со своими коллегами, с кем работал в Перми над спектаклями — победителями.

Самая емкая речь была, как ни странно, у художника по костюмам Ирэны Белоусовой, поблагодарившей за 30 секунд театр, который сшил её костюмы и актеров, которые их носят. В кукольном театре несколько «Масок» отхватил спектакль «Снеговик» театра им. Образцова, а потом перешли к драме. И здесь оказалось много неожиданностей негативного свойства.

В этом году в марафоне «Золотой маски» участвовало несколько «монстров театра», то есть больших столичных театров с достаточно сильными спектаклями. Поэтому борьба развернулась, можно сказать, кровавая. Две «Маски» ушли в театр им. Маяковского за спектаклю «Таланты и поклонники» - художнику Сергею Бархину и актрисе Светлане Немоляевой. За лучшую женскую роль отметили не, как ожидалось, Галину Коновалову из Вахтанговского или Чулпан Хаматову из Театра Наций, а Розу Хайруллину за мужскую роль Короля Лир. Хотя у этой замечательной актрисы в этом сезоне были более сильные работы.

Но премия — вещь коварная, обидная и всегда будет по отношению к кому-то несправедливой. В данном случае несправедливой и, не побоюсь этого слова, унизительной она оказалась для театра им. Вахтангова, который год назад буквально потряс театральную Москву спектаклем «Пристань». Тем не менее этому удивительному во всех отношениях спектаклю (с точки зрения идеи, её художественного воплощения) достался утешительный приз, так называемый «спецприз жюри».

На сцене выстроились вахтанговцы — Юлия Борисова, Людмила Максакова, Евгений Князев, Анатолий Кузнецов, Галина Коновалова. Последняя, 96-летняя актриса Коновалова, преподнесла элегантнейший урок организаторам и жюри премии.

Если бы я получила «Золотую маску», - звонким, не подходящим к её возрасту голосом сказала актриса, - то я бы произнесла следующее (зал ревет и аплодирует): Я бы не стала благодарить папу и маму, поскольку у меня уже родителей нет, с партией и правительством тоже как-то плохо (снова аплодисменты), я бы поблагодарила своего любимого друга, которого никогда в жизни не предавала... (пауза, все гадают, кто это) — мой любимый театр Вахтангова.

Можно только представить, что тут началось. Ни один из номинантов не заработал за весь вечер и части аплодисментов, которые получили Коновалова и ее коллеги-вахтанговцы. Лучшим спектаклем жюри признало спектакль «Без названия», исполнитель главной роли — Виталий Кищенко — так же отмечен «Золотой маской».

Ну а в финале «Маска» огласила список тех, кто награжден ею за «выдающийся вклад в театральное искусство». Это Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Александр Белинский, Роберт Стуруа, Леонид Броневой и Иван Бобылев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру