Напомним, что в 2011 русские музеи потеряли возможность официально проводить выставки в США из-за вердикта американского суда по делу о библиотеке Шнеерсона. Однако в «ABA» галерее Анатолия Беккермана уже более 30 лет выставляют картины русских художников конца ХIХ — начала ХХ века и даже сейчас не собираются от этого отказываться. Поэтому, в обход официальных путей, работы Олега Целкова для этой выставки предоставила сама галерея АВА и другие частные западные собрания.
Олег Целков – график и живописец, представляющий русское «неофициальное искусство», родоначальник школы нонконформизма. После того, как в юности его исключили из Минского художественного института и Ленинградского института им.Репина, Целков принципиально отказался от диалога с властями и стал активным участником жизни андеграунда. Художник решительно заявил, что его цель – творчество и он не будет делать карьеры. Но несмотря на это успех пришел очень быстро – после первой персональной выставки в 1965 в Москве его работы покорили ценителей в России и за рубежом.
В 1977 Целков эмигрировал во Францию, где и живет до сих пор. У Олега Целкова нет гражданства, но его броские образы прочно обосновались в галереях России, Франции и США.
Герой картин Целкова принадлежит к новой человеческой расе – не добрый и не злой, гуманист и антигуманист одновременно, он диалектичен во всем и представляет собой всеобщий портрет человечества в одном лице. Персонажи Целкова – некая пародия на Homo Soveticus и на всех людей в целом. Это странные круглоголовые существа, их лица напоминают глянцевые маски с глазами-щелочками. Физиономии у Целкова нередко объединены в группы, которые гротексно копируют картины знаменитых художников. Целковские «Едоки арбуза» с красноватыми лицами и маленькими глазами в виде арбузных семечек – пародия на «Едоков картофеля» Ван Гога. Иногда художник придает лицам-маскам автопортретные черты, как на саркастичной картине «Автопортрет с Рембрандтом».
Олег Целков разрабатывал мотив «лица-маски» на протяжении всего своего творчества. Лица на его картинах не конкретны, но они различаются антуражем – можно найти лицо с орденом, с ножом, с английской булавкой или ножницами. Бытовые детали на картинах Целков стали символами происходящего с человечеством. Целков-сюрреалист отказался от приглушенных мягких цветов, его картины написаны насыщенными мерцающими красками.
На выставке можно увидеть лучшие сюрреалистичные полотна Целкова написанные с 1961 по 2008 год: отпочковывающуюся маску «Двуликого», расплывчатый «Натюрморт» в красной дымке, «Кошек» с широкими человеческими лицами, «С канатом», фиолетовые сплющенные физиономии «Театра», и нож, балансирующий на зеленоватом лице на картине «Эквилибрист».
Картины Олега Целкова – это обратная сторона личности, в них сквозят присущие человеку эгоизм, злоба и тоска. Он изображает человека «таким, каким он остается наедине с самим собой». Сам художник говорит: «Я открыл в человеке то, что в нем действительно бессмертно».