Как эстрада классику полюбила

Игорь Крутой провел встречу жанров на президентском уровне

07.07.2013 в 19:18, просмотров: 6733

Дмитрий Хворостовский, Мария Максакова, Екатерина Щербаченко, Александр Градский и другие звезды стали вечером в субботу участниками мероприятия, которое по своей энергетике напоминало рок-концерт глобального размаха. Притом что ничего похожего на рок на открытии Всемирной летней Универсиады в Казани не звучало. Но происходило нечто куда более важное. Если набраться смелости, то можно говорить о том, что все вышеперечисленные при активном участии народного артиста России, композитора Игоря Крутого внятно сформулировали новую муздоктрину национального масштаба.

Как эстрада классику полюбила
Мария Максакова и Александр Градский. Фото: Сергей Киврин / Андрей Голованов

После того как прогремели последние залпы церемонии закрытия Олимпиады в Лондоне, у многих возник резонный вопрос в духе «и чем же мы после этого будем людей в Сочи удивлять». Беспокойство вполне обоснованное. Как бы наша музиндустрия ни пыхтела от усердия, но своего Пола Маккартни, то есть артиста планетарного масштаба, у нас нет. С Madness и Muse — тоже засада, даже Spice Girls, хоть днем с огнем ищи, а результат все тот же. И как бы острословы ни сравнивали Элтона Джона с Борисом Моисеевым или Сергеем Пенкиным, в этой шутке нет даже микрона правды. А на одних t.A.T.u тоже далеко не уедешь…

Вполне возможно, что при такой тяжелой ситуации с легким жанром призвать на помощь оперных звезд на открытие Универсиады, которое в нынешнем контексте является не просто международным ивентом, а фактической репетицией будущей Олимпиады в Сочи, было единственным спасением. Все-таки их голоса не вызывают сомнений, а контракты с ведущими мировыми оперными театрами служат отличными рекомендациями для публики за пределами России. Оставалось немногое, а именно вписать серьезных артистов в церемонию, посвященную молодежному спорту. Иными словами, сделать крутым и прикольным то, что изначально живет в мире совершенно других терминов и характеристик.

Кроссовер, то есть смесь классики и эстрады, уже три десятка лет помогает в наведении мостов между разными музыкальными вкусами. Над этим жанром, конечно, часто издеваются. «Поп-опера», «эстрада для толстых» — пожалуй, самые безобидные эпитеты, придуманные критиками для кроссовера, и иногда эксперты абсолютно правы. Однако ставки этого стиля в последнее время растут, и происходит это не без активного содействия поп-индустрии, которая стремительно вырождается. Когда вокруг столько фриков, окучивающих музыкальные приемы, придуманные еще в прошлом веке, публика поневоле может потянуться к оперным звездам. Они, конечно, тоже не новаторы, но по крайней мере похожи на живых людей и к тому же готовы сделать свои консервативные взгляды на музыку чуть менее консервативными.

В России локомотивом кроссовер-движения стал композитор Игорь Крутой, который несколько лет назад перестал писать хиты для поп-звезд и переключил все свое внимание на обладателей более породистых голосов. Под сводами «Казань-арены» на музыку Крутого прозвучали песни в исполнении тех, кого принято ассоциировать с настоящим и будущим нашей классической сцены. И нужно признать, что выглядел этот мини-парад голосов весьма эффектно. Аида Гарифулина, Яна Меликаева, Альбина Шагимуратова, Екатерина Щербаченко и Мария Максакова пели как райские птицы, а выглядели свежо и современно, опровергая давний миф о том, что оперные дивы весят не менее ста килограммов. Ильдар Абдразаков отлично подтвердил свою репутацию одного из лучших басов в мире, Дмитрий Хворостовский представил почти трип-хоп, возможно, сам того не подозревая, Александр Градский подарил концерту мятежный рок-н-ролльный дух.

Наверное, никогда еще кроссовер не получал такого сильного визуального сопровождения. Суть церемонии сводилась к познавательной экскурсии по нашим достопримечательностям. Много фольклора, льющаяся через край российская сентиментальность, меха и золото, Большой и Мариинка. Но вся наша ретроспецифика отлично разместилась в декорациях, напоминающих киберантураж тура U2 «360°», в мелодии Глинки и Рахманинова прокрался бодрый танцевальный бит, вальсы и опусы Хачатуряна, Свиридова, Шнитке и Блантера отлично вписались в 3D-эффекты, музыкальные темы Игоря Крутого, сочиненные специально к празднику, несли на себе печать дорогой эксклюзивности, а Гимн России получил весьма изящную и значительно менее помпезную аранжировку. Впрочем, в контексте примодненных диджейских грувов «главная песнь России» могла бы тоже приобрести некий кислотный оттенок, но г-н Крутой в ответ на шутливое предложение «МК» лишь заметил, что, «конечно, могла бы, но тогда это потянуло бы лет на семь». Все от души расхохотались.

Шоу в Казани вселило осторожный, но все же оптимизм по поводу того, что российская экзотика перестала быть скучной, что классика под правильным углом зрения может превратиться в головокружительный аттракцион и что у наших постановщиков появилась подсказка, как можно не опростоволоситься в Сочи...

04:57



Партнеры