Выдающаяся актриса Татьяна Самойлова ушла из жизни в свой день рождения

Воспарившая над землей

5 мая 2014 в 16:22, просмотров: 49618

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. А в ночь на 5 мая она ушла из жизни. Находилась в больнице им. Боткина, куда была госпитализирована в день юбилея. У нее остановилось сердце.

Выдающаяся актриса Татьяна Самойлова ушла из жизни в свой день рождения
фото: Борис Кремер

На 6 мая в Доме кино был назначен творческий вечер Татьяны Евгеньевны. Гильдия актеров кино провела огромную работу по его подготовке, пригласила друзей и коллег актрисы, что не так-то легко сделать в праздничные дни. Вечер пришлось отменить, но фильм Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» решили все-таки показать. И это правильно: придут люди, многолетние поклонники актрисы. «Неотправленное письмо» вышло в 1959 году. А снимал его гениальный оператор Сергей Урусевский. Сценарий написал второй муж Самойловой — Валерий Осиповов. Сама же она сыграла геолога, которая погибает в тайге вместе с коллегами, искавшими алмазное месторождение. Перед показом выступит драматург и режиссер Виктор Мережко, минутой молчания почтят память выдающейся актрисы.

Директор Гильдии киноактеров РФ Валерия Гущина рассказывает «МК»:

— Татьяна Самойлова не нуждалась, как у нас часто говорят. Получала средства от фонда «Урга. Территория любви», наша гильдия оплачивала ее социальные расходы. Просто она была одиноким человеком, а ей необходимо, чтобы кто-то был рядом. Говорю это не потому, что гильдии нужны ордена и благодарности, — справедливости ради. Татьяна Самойлова парила над землей, была неординарным человеком. В США стала бы звездой. А у нас нужно быть хоть немного мужиком, чтобы выжить. Часто заходила в Союз кинематографистов, в гильдию, поскольку жила рядом с Домом кино. Могла часами сидеть в нашей комнате, но жила в своем измерении. Если спросишь ее о чем, коротко ответит. О ней заботился брат Алексей, но он не мог заполнить ту пустоту, которая образовалась в ее жизни.

За несколько дней до смерти. Татьяна Евгеньевна три недели жила в доме отдыха «Снегири», поправляла там здоровье. В это время в ее квартире было пыльно и грязно, поскольку там телепрограмма «Идеальный ремонт» делала ремонт (многие в день ее рождения видели эту программу). Стены квартиры оклеили обоями с изображением звезд кино 60-х. Ее саму называли звездой и легендой, а она — категорически: «Неправильно, никакая я не звезда».

«Летят журавли». Главный фильм в биографии актрисы, где она просто Вероника, девушка с необычной внешностью и странной судьбой. Для Михаила Калатозова ее присмотрел кто-то из ассистентов в театральном училище. Оператор от бога Сергей Урусевский снял Самойлову потрясающе — глаз от лица не оторвать. Вероника неожиданно превратилась в картине в главную героиню, чего не было в пьесе Виктора Розова «Вечно живые», по которой и снят фильм. Кадры, где Вероника бежит провожать уходящего на фронт возлюбленного, обошли весь мир. А сама Самойлова стала легендой советского и мирового кино, единственной нашей актрисой, чья работа персонально отмечена жюри Каннского кинофестиваля в 1958 году. Тогда картина Михаила Калатозова получила главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», а Самойловой вручили премию «Апельсиновое дерево» как самой скромной и очаровательной актрисе фестиваля.

Чтобы был понятен масштаб победы, надо вспомнить лауреатов того года. Лучшим режиссером назвали Ингмара Бергмана с фильмом «У истоков жизни», а его четыре актрисы во главе с Евой Дальбек и Биби Андерсон получили награду за лучшую женскую роль. Лучшим актером жюри признало Пола Ньюмана в картине «Долгое жаркое лето». Спецприза удостоили великого Жака Тати за фильм «Мой дядюшка». В 1990-м Самойлову вновь пригласили в Канны, чтобы вручить награду «Живая легенда Канна» за творческий вклад в искусство кино.

После Канн. Снималась мало. В послужном списке всего 24 картины. В 1960-м вышла советско-французская лента «Леон Гаррос ищет друга» Марселя Палиеро, а в 1961-м — снятая в Венгрии шпионская «Альба-Регия» с ее участием. В такую, социалистическую, заграницу ее отпустили, как и на съемки советско-итальянского фильма «Они шли на восток» Джузеппе де Сантиса в 1964 году. А вот когда из Голливуда пришло приглашение сняться в «Анне Карениной», ее не выпустили. Правда, через три года последовала советская экранизация романа Льва Толстого. Осуществил ее режиссер Александр Зархи, а Самойлова сыграла главную роль. Исполнителем Вронского стал ее первый муж Василий Лановой. Самойлова отчасти сыграла саму себя, вложив в роль всю глубину нереализованных материнских чувств. А может быть, это роль потом аукнулась в ее собственной судьбе.

Семья. Ее отец, народный артист СССР Евгений Самойлов, красавец, кумир советских женщин. Мать Татьяны Самойловой, Зинаида Ильинична Левина, была инженером, настоящей хозяйкой дома, на ней держалась вся семья. И сына Татьяны Самойловой, все время находившейся в разъездах, фактически воспитала она. Дед, по словам взрослого сына Самойловой — Дмитрия, заменил ему отца. В 26-летнем возрасте Дмитрий уехал в США, стал хирургом, живет там уже 20 лет. Его часто обвиняли в равнодушии, в том, что бросил мать. А он ее нежно любил, просто с ней все было не так просто.

Новейшая история. Иногда Самойлова нет-нет да и появлялась. У Александра Атанесяна — в фильме «24 часа», у Анны Меликян — в «Марсе». Рената Литвинова пригласила ее в свою документальную ленту «Нет смерти для меня», где давали интервью пять выдающихся наших актрис, включая Самойлову. Это был рассказ о времени и о себе, своего рода исповедь. В 2008-м Самойлову пригласил Игорь Волошин в картину «Нирвана».

Жизнь. Жила Самойлова в забвении, скромно и одиноко. Ее брату Алексею не всегда удавалось уберечь ее от самой себя. Болела, куда-то пропадала, уходила из дома и не возвращалась. Ее искали всем миром. А потом она находилась в московских клиниках. Возбудимая актерская психика давала о себе знать все чаще в повседневной жизни.

Она была не от мира сего. Ее можно было встретить летом в желтой шубе, надетой на халат, и не потому, что нечего было надеть. Говорят, что подарена она была в Каннах. Не умела готовить. Ходила в кафе «Гагры», что рядом с домом. Могла часами просиживать в ресторане Дома кино, где добросердечные официантки всегда ей приносили поесть. Бывало так, что кто-то из известных людей приводил в некогда легендарный ресторан своих знакомых и показывал как экспонат Самойлову. Наши режиссеры даже запечатлели такие моменты в своих фильмах.

Случайная встреча. Несколько лет назад мы оказались вместе с ней на Пискаревском кладбище. Было это накануне Дня Победы. Она должна была выступить, произнести слова в память о жертвах блокадного Ленинграда. Она сама подошла к одному из городских начальников и представилась: «Я Татьяна Самойлова». Прекрасно понимала, что ее не узнают без этой подсказки. Да и как было распознать былую красавицу и звезду в этой скромной и просто одетой немолодой женщине в поношенных, немодных, но удобных туфлях.

Соседи. Кинорежиссер Валерий Лонской («Барханов и его телохранитель», «Артист и мастер изображения», «Голова классика») в течение многих лет жил с Татьяной Евгеньевной в одном подъезде, но узнал о трагедии от нас. «Я потрясен тем, что вы сообщили».

— Как она жила?

— Жила не очень хорошо. У нее была президентская пенсия, она получала другие выплаты, но была обделенным человеком, ей не хватало внимания. Вела замкнутую жизнь. Всякий раз, когда намечался очередной ее юбилей, она на какой-то миг становилась центром внимания. А когда фанфары отгремят, оставалась одна и, честно говоря, никому не нужная. Я счастлив, что такой талантливый человек был рядом. Думаю, что тот мощный поток информации, программ, посвященных ей в день 80-летия, был ей приятен. Она была счастлива. Я видел это на экране.

— А каким была человеком Татьяна Евгеньевна?

— Деликатным. Если приходила за деньгами, всегда их возвращала. В общении она была неплохим человеком. Кто-то считал ее не вполне адекватной. Но мы с женой приглашали ее в наш дом. У нее хороший сын, только далеко живет.

 

Игорь Волошин, кинорежиссер:

- Она для меня супергерой. Как дети замирают при встрече с Бэтманом, так и мое сердце замерло при встрече с ней. Я с ней общался, когда она уже приехала в Питер, где проходили съемки «Нирваны». Встреча с ней не была похожа на встречу с такими суперактерами, как Дэни Лаван или Майкл Мэдсен, с которыми я работал после. Они все примерно из этой области, но Самойлова — что-то совершенно другое: говорю — будто Бэтмен прилетел. Это не актер, это мифический образ, созданный из самого лучшего материала, из лучших молекул, которые только могут быть. Тебе все говорят: «да ты что, с ней невозможно работать!» Но у нас с ней случилась настоящая магия. Про нее нельзя сказать, что она в старости была очень эффектной, но при этом она оставалась внутренне очень красивой. Меня другое поразило: я понял, что в творческом смысле это несчастный человек, что она изголодалась по работе. Хотя сначала было не все гладко.

Она приехала в Питер и сразу с поезда отправилась на площадку. Спросила: «Что я буду делать?» Я ей говорю: «Таня, вы будете играть саму себя, я даже поставлю вашу фотографию». И правда за ее спиной в фильме стоит фотография из «Летят журавли. А дальше я ей показываю эскиз персонажа. Она спрашивает: это что? Я говорю: вот такой у нас фильм. Она говорит: я так не могу. Тогда я устроил перерыв, пригласил Сутулову с Шалаевой, их загримировали, чтобы показать — так будет выглядеть не только Самойлова, а все герои. Она тут же отреагировала: хорошо, я все поняла. . А дальше уже включился ее актерский аппарат. С точки зрения профессии все было очень серьезно. Не работая, не снимаясь по тридцать лет, она делала все так, будто только вчера вышла из кадра. Она сразу поняла: «С этим фильмом мы поедем по фестивалям...»

Смотрите видео по теме: «Трудная жизнь Татьяны Самойловой»
02:15

Я понимал, что именно пугало тех моих коллег, кто хотел ее снимать да не смог. Одной ногой она была в этом мире, а другой в параллельном пространстве имени Татьяны Самойловой. В своих собственных лабиринтах. Она путала дни, даты, ей казалось, что мы сейчас пьем кофе вместе с Зархи (Александр Зархи снимал Татьяну Самойлову в главной роли в «Анне Карениной» — Авт.). У меня дедушка хирург, и я понимал, в чем дело. Видимо, она пережила несколько микроинсультов. Это влечет за собой определенные последствия — меняется пластика, человек начинает себя странно вести, немного выпадать из реальности. Но нужно было всего лишь включиться эмоционально — душевным участием в ее жизни.

У нас был специальный человек, который не отходил от нее. И в тот момент, когда ассистент от нее отошла, тут же случилось приключение. Как-то утром она не приехала на смену. Выяснилось, что ее нет в гостинице, более того, она там не ночевала. Ее довели до номера, она закрыла дверь за ассистентом и - пошла в гости к режиссеру, который умер году, наверное, в 1986. Режиссера, естественно, дома не оказалось, мобильного у нее не было, вот она и потерялась. Разрешилось все следующим образом: она, не будь простушкой, вышла на дорогу, остановила «скорую». Сказала, кто она такая. Ее признали и отвезли в больницу. Утром мы уже знали, где она. И когда мы привезли ее на площадку, она рвалась начать работать.

Последний раз мы виделись на съемках телепередачи, посвященной ей. Мне позвонили, сказали, что Татьяна Самойлова собирает всех своих друзей. А я же телевизор не смотрю уже много лет, использую его как приставку для DVD. Пришел в студию, а там такое началось! Ее окружили людьми, каким-то бывшими соседями, которых заранее запрограммировали, что и кому сказать, чтобы спровоцировать Самойлову на признание в том, что ее все прокляли и забыли. Позвонили ее сыну по скайпу и давай на него наезжать. А я знаю, что он, как и брат, реально ей всю жизнь помогает. И Самойлова им тоже начала говорить: «Нет! Он мой любимый сын!» Но остальные уже начали кричать: надо на государственном уровне помогать таким людям! А куда смотрят эти, а куда смотрят те! А чем занимается ее сын! Я тогда просто встал, подошел к ней, сказал: «Таня, до свидания». И ушел. Я понимаю правила игры, это шоу, им нужен рейтинг. Но она реально нездоровый человек, да еще и в возрасте. И чтобы вот так обманывать всю страну? Стыдно же.

Поддерживать отношения с ней было трудно, но она смотрела «Бедуина», я ей передавал диск. И с днем рождения старался всегда поздравлять. Звонил ей, говорил: «Таня, это Игорь Волошин, «Нирвана». Тогда она меня узнавала. Вот и 4 мая — у нее был день рождения. Я ей звонил, но трубка была выключена. И брат телефон не снимал.

Я сегодня ехал и думал — она же сыграла эту роль в «Нирване». Маленькую, но сыграла. Может быть, если бы ее чаще снимали, подобных странностей с ней случалось бы меньше. Но я никого не обвиняю, конечно. Бог за ней присматривал до последнего. С точки зрения упорства и мощи, с которой реальность пыталась ее уничтожить — чтобы выстоять так долго, надо иметь и силы, и какое-то метафизическое попечение свыше.

 

Прощание с актрисой пройдет в Доме кино 7 мая в 11 часов. Похоронят актрису на Новодевичьем кладбище.

02:15



Партнеры