Только «Дурак» на «Кинотавре» скажет нам правду про нашу жизнь

Юрий Быков снял фильм-взрыв, фильм-поступок

На «Кинотавре» показали фильм, воздействие от которого можно сравнить только со взрывом в голове. Взрывом в голове, которая понимает, что такая жизнь, никуда не деться, перетерпим. Каждым кадром, всем фильмом, Юрий Быков, который год назад показал тут же, на «Кинотавре», жесткий, но не безупречный «Майор», новой своей картиной «Дурак» вынес нам всем, нашему обществу, приговор. Только, боюсь, никто его не услышит. В этой ситуации в нашей стране выйти в прокат шансов у фильма, который честно показывает нам, где мы живем, не слишком много.

Юрий Быков снял фильм-взрыв, фильм-поступок
Кадр из фильма.

«Дурак» не оставляет свет в конце тоннеля тем, кто не хочет его видеть. «Дурак» - о нормальном человеке, герое поневоле. О тех, которые, наверное, еще есть, но мы о них не узнаем в новостях по телевизору. Хотя этот фильм – правда. Правда во всем, в каждой детали. «Мы живем, как свиньи, и мы дохнем как свиньи, только потому, что мы друг другу никто», - говорит главный герой жене. И это тоже правда. Он понимает, что у него нет выбора. Но не все так считают. Ему, молодому парню, бригадиру сантехников, студенту-второкурснику, ютящемуся с женой, маленьким сыном и пожилыми родителями в крохотной убогой квартире, даже позволяют жить. Власти городка, который он разворошил своим требованием расселить общагу – 820 человек, где трещина по обеим сторонам девятиэтажки – как снаружи, так и внутри, где сыпется фундамент и крен уже больше 10 градусов, дают ему уйти. Мэр города, к которой он пришел на ее юбилей, даже вначале проникается (видимо, под воздействием момента и алкоголя) сочувствием к тем, кто может в любой момент погибнуть под обломками падающего дома. Она даже пытается их спасти. Но. «Никогда тут по-другому не будет». Так говорят сантехнику все – жена, родители. И мэру на ее души порывы объясняют, как себя надо вести. После того, сколько она до того наворотила, город еле дышит и так, город не заметит, что 820 человек в общаге – алкаши, старики, молодежь с косячками, сгинут. Они никому не нужны. Как никто никому не нужен. И деться некуда. И это основной лейтмотив фестиваля-2014. Об этом – в той или иной степени все, показанные до сего момента фильмы. Но картина Юрия Быкова «Дурак» - концентрация правды, прививка правды обществу, которое смотрит на свою жизнь не в окно, а через экран телевизора.

Режиссер Михаил Сегал, представивший тут в конкурсе свой фильм «Кино про Алексеева» говорил на пресс-конференции: «Ну должны же мы хоть раз в жизни сказать правду». Фраза его, как и картина – сплошное лукавство. Фильм Юрия Быкова «Дурак» - правда, больная, точная. Без экивоков и приседаний, без чернухи и розовых очков. Только художник, а не играющий в творческие игры человек, может так почувствовать и так показать нам правду. Пока даже не хочется по отдельности анализировать составляющие картины – отличную операторскую работу Кирилла Клепанова, актерские работы Артема Быстрова, Дарьи Мороз, Натальи Сурковой, Бориса Невзорова, Юрия Цурило и других, - они все на месте. Все объединены мощным режиссерским видением темы, гражданской позицией режиссера. Невозможно знать, что в головах у жюри. Хотя я видела реакцию Андрея Звягинцева – он не мог выйти сразу из зала, он был разворошен, как и мы все. Мы аплодировали, пока шли титры. Аплодировали до конца. И титр в финале – посвящается Алексею Балабанову, как продолжение фильма, как его главная точка. Балабанов никогда не снимал социальное кино, но жил только так – был свободным.

Драматургия же самого фестиваля — то, в каком порядке мы смотрели фильмы основной конкурсной программы, — как никогда оказалась достойна отдельного упоминания. Начали с «Комбината Надежда» Наталии Мещаниновой — о беспросветности существования молодежи в российской глубинке, откуда можно вырваться только ценой собственного здоровья или заплатив за это непредумышленным убийством. Причем фильм заслуживает как минимум приза за лучший сценарий. Возможно — за лучший дебют. Затем лучом света нас поддержал Иван И. Твердовский драмой из жизни детей-инвалидов «Класс коррекции». Самый вероятный, на мой взгляд, призер в категории дебютантов. Еще, если бы награждали за лучшую женскую роль второго плана, то, вне всяких сомнений, ее заслужила Наталья Павленкова, блистательно сыграв роль мамы главной героини девочки-колясочницы. Далее нас погрузили в медитативное состояние наслаждением от визуальных образов картины Александра Котта «Испытание». Режиссер, известный широкой публике «Брестской крепостью», снял кино без слов. Девочка, два мальчика и степь. Историческая основа — испытание в Семипалатинске водородной бомбы. Авторское кино в чистом виде. Безусловный лидер в номинации лучшая операторская работа (Леван Капанадзе). Вероятный претендент на приз за лучшую музыку Алексею Айги, у которого и так, впрочем, уже много наград.

А в финале нам дали-таки надежду картинами «Ч/Б» Евгения Шелякина и «Звезда» Анны Меликян. Причем заслуженное внимание публики фильм Меликян не в последнюю очередь заслужил благодаря музыке сразу трех композиторов — Алины Орловой, Анны Друбич и Игоря Вдовина. И их работа тоже, думаю, обсуждалась жюри. «Ч/Б» дебютанта Евгения Шелякина — по-настоящему доброе кино, построенное на сказочной основе: о том, как подружились молодой националист и кавказский жулик. Алексей Чадов и Мераб Нинидзе, пожалуй, достойны приза за свой неожиданный, но слаженный дуэт. История начинается с того, что националист убивает «черного» — не специально, в случайной драке. Оба оказались там с целью забрать деньги у кавказского авторитета Алхана (Сергей Маковецкий). Нурика (Нинидзе) он подставил, забрал его деньги и посадил в тюрьму. Ярослав (Чадов) пришел с друзьями отомстить за то, что Алхан стоял за фальшивой сделкой о продаже квартиры его девушке, из-за чего та осталась и без квартиры, и без денег. После убийства они пропадают с камер слежения и оказываются на катере посреди какой-то реки. Нурика назначили ангелом-хранителем Ярослава на пять дней и дали электронную игрушку с волком из «Ну, погоди!», в которой он ловит яйца в корзину (те, кому за 30, поймут, о чем речь). С ее помощью они могут перемещаться в пространстве, но точно знать, где окажутся, не могут — «кнопка западает». Несмотря на всю неправдоподобность сюжета, история увлекает, юмор веселит, настроение создается. Думаю, у режиссера большое будущее в нише качественного жанрового кино.

Известная красивыми девичьими историями — «Марс», «Русалка» — Анна Меликян новым фильмом «Звезда» поставила хорошую точку в конкурсе «Кинотавра». Как всегда, история немного сказочная, как всегда — про желание и невозможность любить, но с присущей Анне авторской интонацией. Легкой, самоироничной и серьезной одновременно. В основе сюжета снова — неожиданная дружба. Рита (Северия Янушаускайте) — красивая холеная стерва, гражданская жена замминистра (Андрей Смоляков), которая жаждет забеременеть, чтобы стать законной супругой. Маша (Тина Далакишвили) — бедная провинциалка без регистрации, мечтающая переделать себе уши, губы, грудь и ноги, чтобы стать звездой. Вместе их сводит ненавидящий одну и влюбленный в другую сын замминистра (Павел Табаков). Режиссер говорит, что полтора года шел кастинг, а утвердила она актрис в первую минуту, как увидела. Финал истории меняет всех героев, их отношения друг с другом и понимание того, зачем они живут. Добрая история с грустным концом. Надеюсь, она тоже не останется без призов. И без публики. Она этого достойна — как каждое честное кино, которое так редко попадает в наши кинотеатры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26544 от 9 июня 2014

Заголовок в газете: Только «Дурак» скажет правду

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру