Виталий Манский: «Министр культуры подменил результаты голосования экспертов»

Проект документального фильма «Родные» о семье, разделенной событиями на Украине, не прошел защиту в Минкульте

1 июля 2014 в 16:12, просмотров: 27497

С появлением системы питчингов (открытой защиты проектов, претендующих на государственную поддержку) в стенах Минкульта появилась традиция: что ни год, то новый скандал. Сначала проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», получив высокие оценки экспертного совета, был исключен министром из числа фильмов, получивших поддержку. (Позже проект был переадресован в Фонд кино, где и получил запрашиваемые средства.)

Виталий Манский: «Министр культуры подменил результаты голосования экспертов»
фото: Сергей Иванов
Виталий Манский

В этом году критику профессионального сообщества вызвала резолюция экспертов Российского военно-исторического общества, нашедших в сценарии Петра Тодоровского «Встреча на Эльбе» эпизоды, которые могут «исказить в глазах детей и подростков образ ветеранов, одержавших в 1945 году победу над фашизмом». (Этот проект так и не получил госфинансирование.) Наконец, накануне свои претензии к системе проведения питчингов в своем аккаунте в Фейсбуке выразил документалист Виталий Манский. По его мнению, министр культуры подменил результаты голосования экспертов, чтобы снять с дистанции его новый проект «Родные», посвященный последним событиям на Украине. «МК» обратился к режиссеру за разъяснениями.

— Как известно, Минкульт в лице Владимира Мединского объявил систему открытой защиты проектов, претендующих на государственную поддержку, победой демократии в рамках отдельно взятого министерства, — рассказал Виталий Манский. — Система питчингов была введена как раз для того, чтобы снять все вопросы о подковерном принятии решений о запуске тех или иных проектов. Но если в игровом кино все фильмы теперь проходят через питчинги, то в документальном кино ситуация несколько отличается. Здесь только десять фильмов, выделенных в категорию специальных проектов, получают поддержку на основании процедуры открытой защиты. А еще примерно триста, как и прежде, продолжают получать решение о поддержке под ковром. Что любопытно, раз есть выбор: подавать документы в темную или в открытую, — то на питчингах по документальному кино не такой большой конкурс.

Мы подали на конкурс проект под названием «Родные». Это история современной Украины, расказанная через историю семьи, которую разделили последние события. Картина о моих родных людях. И это — абсолютно миротворческий проект. Фильм о том, что родные всегда останутся родными. Что ничего, кроме любви, к родным испытывать нельзя. И о том, как через конфликты мы все-таки должны возвращаться к пониманию неразрывности семейных уз.

По итогам голосования этот проект занял первое место. Мы получили абсолютную поддержку экспертного совета. Более того, сразу же, в день окончания голосования эксперты подписали протокол, который был опубликован на сайте Минкульта и Гильдии неигрового кино и ТВ. Он провисел там почти сутки, и на второй день из министерства обратились с просьбой пока на пару дней убрать протокол, потому что формально министр еще не подписал. Здесь тоже есть нюанс. За всю историю питчингов протоколы подписывались министром в тот же день. Максимум на следующий. В данном случае прошел месяц. На все звонки в департамент кино нам отвечали: министр еще не подписал, министр еще не подписал. В итоге в прошлую субботу, 28 июня, протокол снова был опубликован. Подчеркиваю: не приказ министра, а все тот же протокол с результатами голосования экспертов. За одним принципиальном отличием — в нем отсутствовали «Родные».

И это, на мой взгляд, самое важное в этой истории. То ли министру не понравился наш проект, то ли его автор — но он не решился брать на себя удар и лично вычеркнуть «Родные» из списка фильмов, получивших господдержку. Видимо, поэтому он решил пойти на подмену итогов голосования экспертов.

Ситуацию также прокомментировал Евгений Григорьев — один из членов экспертного совета и президент Гильдии неигрового кино и ТВ:

— Хронология событий очень простая. Экспертный совет, в который входит в общей сложности сорок человек, выслушал шестнадцать презентаций документальных фильмов. После чего мы отметили те десять из них, которые, на наш взгляд, достойны получения финансирования. Среди этих десяти был и проект Виталия Манского «Родные».

Дальше мы подписали протокол, который долгое время не появлялся на сайте министерства. А когда был опубликован, то среди десяти одобренных советом проектов Манского не оказалось. До этого мне звонили из министерства с вопросом: как вы смотрите на то, чтобы пересмотреть результаты голосования? Мотивируя это нестабильной ситуацией на Украине. Мол, как там сейчас снимать кино? Давайте посмотрим, как будут развиваться события, а до тех пор отправим проект в резерв. Я на эту просьбу ответил отрицательно. Ведь совет не оценивает политические риски, а только художественную ценность проекта. Более того, я напомнил сотруднику министерства, что все экспертные советы имеют рекомендательный характер. Все, что мы можем: рекомендовать министру поддержать тот или иной проект. Окончательное решение о финансировании принимает министерство. Другими словами, для того, чтобы отказать фильму в поддержке, наш совет не нужен. Министр может справиться с этим сам. Не знаю, зачем это произошло, но это произошло — был опубликован новый протокол за подписью экспертов. Но я его не подписывал. И, насколько я знаю, еще несколько моих коллег тоже.

Допустим, у министерства появились какие-то опасения по конкретному проекту. Например, насчет насчет производственных рисков. Можно же было еще раз обратиться к экспертам, обсудить этот вопрос. Тогда мы бы понимали, что ведется действительно прозрачная дискуссия, открытое обсуждение. А подобные действия министерства только увеличивают количество вопросов. Дело не в конкретном проекте — в такой ситуации может оказаться любой, вот что плохо. Нарушена сама процедура. Такие вещи обесценивают действия экспертного совета, ставят под вопрос саму необходимость его существования.





Партнеры