Авиньонский фестиваль: Почему Депардье никогда не будет интермитантом?

Черные и красные квадраты Авиньона

Авиньонский театральный фестиваль вступил в свою последнюю неделю. Хотя еще месяц назад немногие верили, что главный театральный форум и законная гордость страны, не то что дойдет до финиша, а вообще состоится. С подробностями из Прованса - обозреватель "МК".

Черные и красные квадраты Авиньона
Фото: festival-avignon.com

Красный квадратик вместо красной гвоздики

На этот раз на фестивале социальное обострение и в моде красный квадрат. Не черный - привет от Малевича - а именно алый, отражающий вполне революционную ситуацию. Красный из плотной ткани здесь предлагают на улицах всем без разбору и уже с булавкой - пришпилил, значит солидарен с интермитантами, в руках которых Авиньонский фестиваль по сути оказался в заложниках. Расклад простой: быть спектаклю или нет решают не режиссер, директор или спонсор (существует такая иллюзия), а осветитель или даже бутафор. Объединившись, они - сила . Фестиваль идет, но все время, как говорится, на грани.

На сегодняшний день социальные страсти, кажется, улеглись, но тем не менее дают о себе знать на каждом спектакле. Перед началом или после обязательно звучит обращение к зрителям: в живом или закадровом исполнении, но обязательно креативное. Вот например, как это выглядело после детского (!!!) спектакля, оригинальным образом разработавшего тему расового неравенства среди подростков. Как только он закончился, на экране появилась артистка, которая говорила, а ее слова иллюстрировала анимация. "Для того, чтобы мы могли показывать вам спектакли, у нас есть система, которую придумали наши родители - это система социальной защиты. Но представьте себе, что если этой системы не будет, то вся эта конструкция рухнет как карточный домик. И тогда исчезнет картинка и изображение. Как вам лучше?» На экране разом разваливаются рисованные человечки и по глазам бьет вспышка.

Грязные, голые, несмешные

Новый директор фестиваля - Оливье Пи (сам, между прочим, поддержал требования забастовщиков) представляет в официальной программе сразу три своих спектакля. Один из них он поставил с греческими артистами - "Витриоли" (Vitrioli") по пьесе современного греческого драматурга Яниса Мавритсакиса. Кто полагает, что в России жизнь совсем невыносимая, может легко избавиться от подобного заблуждения посредством произведения Мавритсакиса . Во всяком случае Греции, которая захлебнулась в экономическом кризисе, он не оставил никаких шансов на будущее.

За прозрачным целофаном начинается история одной семьи, развивающаяся на фоне общего кризиса и внутренних семейных конфликтов. Понятно, что семейство лишь метафора. Начало радикальное - оральный секс ( разумеется, имитация) между зрелым мужчиной и подростком. За деньги, которые мальчик принесет маме, которая тоже попытается бесстыдно вступить с ним в связь - без денег. . Также как и подружка и еще некто в бесстыдно прозрачном черном трико с головы до пят. Кризис в стране отражен в беспорядочных и истеричных связях, происходящих в основном в грязи, которой покрыт пол. Так что все голые, грязные и несмешные. По сравнению с этой простой, но матсеровито сделанной историей, древнегреческая трагедия, влияние которой испытал Янис Мавритсакис, "Vitrioli" - выдержана в формате самого черного из существующих квадратов. Где мир на грани катастрофы, что спасения неоткуда ждать, а герой умирает, даже не восставая.

Французы немцам завидуют, а русским -нет

В местных социальных реалиях понимаешь, что России с ее театральной стабильностью, обеспеченной государством, проблемы французского театра просто не снились. Почему интермитанты легко могут сорвать государственный фестиваль? В чем причина всеобщего театрального недовольства? Об том я говорю с Бернаром Февром Д'Арсье - он был директором Авиньонского форума 16 лет и в 2003-м году интермитанты сорвали его последний фестиваль.

- Чем отличается ситуация 2003-го года, когда интермитантам удалось сорвать фестиваль, от ситуации 2014 года?

- Для интермитантов похожая ситуация, но по-разному развивается. В 2003-м был заключено новое соглашение между государством и работниками театров, которое оказалось совсем ни в пользу последних. Тогда у власти было правое правительство и оно отказалось от каких бы то ни было дискуссий и поэтому все летние фестивали тогда отменились. Теперь тоже был риск отмены: все произошло  потому, что интермитантам немного увеличили налоговые отчисления, а им сказали, что в течении месяца выплат не будет. То есть мол получите, но через какое-то время. И они стали отказываться работать. Но правительство сразу же среагировало и пообещало  разобраться, чтобы избежать негативных последствий нового соглашения. Назначили комиссию из трех человек и это улучшило ситуацию.

- Надежда есть, что требования будут выполнены?

- Думаю да. Во Франции больше 110 тысяч интермитантов, связанных с театрами, кино, телевидением. Но еще есть часть ( это в основном актеры), которым не удается долго постоянно работать, чтобы выработать необходимые 507 часов. У нас только в Комеди Францез постоянно оплачиваемые артисты, а все остальные работают с разными компаниями, в разных городах. Немного радио, немного телевидение, театр.

- Насколько сложно выработать эти 507 часов?

- Их нужно выработать техникам за 10 месяцев и за 10,5 актерам.

Можно сказать - это немного, но вместе с тем, есть много вещей, которые не входят в эти часы - репетиции, например, подготовительная работа. И поэтому многим трудно их наработать. Если вы заметили, здесь много театральных компаний именно в OFFE ( неофициальная программа Авиньона -М.Р.), потому что за 25 дней они все-таки могут много играть.

- Деньги, которые получают интермитанты, для всех одинаковые?

- Разные. Они зависят от их работы и отчислений на налоги. Разница от 600 евро до 4 тысяч. Но 4 тысячи лимит. Скажем Жерар Депардье мог бы быть интермитантом, но у него огромные гонорары и поэтому он не может им считаться. Интермитанты правы, но вместе с тем выплаты, которые они получают, намного серьезнее, чем отчисления, которые они делают. Большая разница, и в конце-концов этот дефицит покрывается с выплат всей страны. Тогда и говорят: "Давайте повысим налоговые отчисления".

- Многие французы возмущены тем, что интермитанты своими требованиями ставят себя в исключительной положение, в то время как люди других профессий страдают от экономической ситуации не меньше, а может и больше.

- Просто интермитанты умеют лучше других себя защищать. Но надо понимать, что много денег они не получают:  чуть выше, чем в основной системе, но не намного.

- Что можно изменить в системе , чтобы  не случалось в стране срывов фестивалей?

- Я уже в 2003-и году предлагал, чтобы государство и регионы создали общественный фонд поддержки гастрольной деятельности театров. Скажем компания работает в маленьком городке, делает танцевальный спектакль, но больше 3-4 раза его не сыграет - жители городка  посмотрят и все. Я предложил, чтобы этот фонд оплатил 2-3 спектакля для публики, которая обычно не ходит в театр - школьники, пенсионеры. И для нее это было. бы бесплатно. Тогда меньше были бы выплаты по безработице.

- Вы хорошо знаете систему работы русского театра. Как вы считаете - русские артисты живут при коммунизме или социализме?

- У вас другая система - стабильная. Во Франции она совсем другая, преимущества и недостатки есть в той и другой. В Германии, например, на театр дают много денег. И французы иногда очень завидуют ситуации в Германии, но они не завидуют русским актерам. Потому что они думают, что это более консервативная система. Наверное нужно искать баланс между нашими системами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26578 от 22 июля 2014

Заголовок в газете: Черные и красные квадраты Авиньона

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру