Луи де Фюнес: «Не говорите обо мне слишком много, дети мои! Ведь на земле столько людей куда интереснее меня»

Жандарм и столетний юбилей

30.07.2014 в 19:11, просмотров: 8613

31 июля исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых популярных комиков французского кино Луи де Фюнеса, известного в первую очередь по ролям Крюшо из серии фильмов про «Жандарма из Сен-Тропе», комиссара Жюва из «Фантомаса» и дирижера Парижской оперы Лефорта в «Большой прогулке». По случаю юбилея «МК» решил напомнить несколько эпизодов из жизни всемирно любимого артиста.

Луи де Фюнес:  «Не говорите обо мне слишком много, дети мои! Ведь на земле столько людей куда интереснее меня»

■ ■ ■

Луи де Фюнес имел бешеную популярность и на пике карьеры стал самым высокооплачиваемым актером французского кино, обогнав Алена Делона на полмиллиона франков. В то же время его постоянно упрекали в однообразии, эксплуатации одной и той же маски. А он, наставляя своего сына Оливье, начинавшего актерскую карьеру и снявшегося с отцом в «Фантомасе», как раз предостерегал от комикования.

— Главное — не быть смешным, — говорил де Фюнес. — То, чем ты можешь насмешить на вечеринке друзей, не вызывает смеха у зрителя. Ты достигнешь результата, лишь стараясь быть искренним.

■ ■ ■

Кем де Фюнес только не был, прежде чем стать актером: счетоводом, оформителем витрин, тапером. Во время немецкой оккупации зарабатывал на жизнь игрой на фортепьяно в парижских барах. Впервые роль жандарма, которая сопутствовала ему всю жизнь, Луи сыграл в 11-летнем возрасте в школьном спектакле. Начиная с 1945 года де Фюнес снялся более чем в 120 картинах. Сам актер получил репутацию скандалиста, а все потому, что был требовательным на съемочной площадке. У него было много милых странностей. Он опасался прихода грабителей и тщательно запирал каждый вечер погреб, гараж, шкафы. Открывал их только утром. Носил с собой большую связку ключей. Жена иногда не могла достать нужную ей кастрюлю.

■ ■ ■

Шумихи вокруг себя не любил. И после смерти ее не желал. Сказал детям:

— Как только я отдам концы, быстренько похороните меня. Не хочу, чтобы на меня смотрели, вот будет ужас!

Когда посторонние появлялись на съемочной площадке, он уверял, что они заходят на часок посмотреть на шута, чтобы затем вернуться к своим серьезным занятиям. Сам де Фюнес любил гулять по кладбищам, поскольку там можно было встретить молчаливых людей, никому не перечащих. Он наблюдал за людьми на пляже и в ресторане, где угодно. Свои впечатления записывал в блокнот. Не любил пафосных мест. Выбирал простенькую закусочную, где подавали скромные блюда и сидели простые люди. Мукой было для него присутствие в местах для снобов. Предвкушая такие визиты, он с самого утра капризничал и портил жизнь родственникам. Де Фюнес не дочитывал книг, объясняя это так: «Я не хочу стать излишне образованным человеком. Зритель это почувствует». Перед сном он ставил рядом сразу три будильника, так как не доверял ни одним часам до конца, предпочитая высчитывать среднее арифметическое.

■ ■ ■

Старейший киновед и знаток французского кино Александр Брагинский младше де Фюнеса на шесть лет и знает его творчество досконально. Но на вопрос, что же сделало трилогию о «Фантомасе» настолько популярной в СССР, только разводит руками:

— О вкусах не спорят, — рассказывает киновед. — У нас ведь выходило несколько фильмов про Фантомаса, не только те, что снял Андре Юнебель. Мне нравятся не все из них. Но некоторые «Фантомасы» были очень смешные, особенно те, где играл де Фюнес. Они же и имели самый большой успех у нас. Не могу сказать, что люди выстраивались в очередь перед кинотеатром, но де Фюнеса любили и очень смеялись, когда он появлялся на экране. Даже когда он использовал одни и те же ужимки, свои штампы, он всегда оставался очень смешным.

Я переводил книгу, которую написали его дети — Оливье и Патрик — о своем отце. Она вышла года три назад. Тонкая и очень хорошо написанная книжица, дающая ясное представление о де Фюнесе как человеке. Я получил удовольствие от работы над переводом. Луи де Фюнес, как ни странно, не любил рекламу. В книге отец просит ребят, чтобы они поменьше о нем болтали. Но они его не послушали и принялись рассказывать о нем после его смерти.

Своим детям выдающийся комик говорил: «Я самый обыкновенный человек, такой же, как все, и мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать ее и удержать». Оливье и Патрик де Фюнес вспоминают, что жизнь с отцом была полна неожиданностей. Ее нельзя назвать ни банальной, ни скучной. Он был таким же смешным, как на экране. Даже уроки арифметики превращал в комедии, чтобы сыновьям было веселее учиться. Заканчивается же книга словами напутствия сыновьям: «Не говорите обо мне слишком много, дети мои! Ведь на земле столько людей куда интереснее меня».

Лучшее от Луи де Фюнеса

«Фантомас», 1964–1967

Трилогия Андре Юнебеля по мотивам серии популярных французских романов. Жан Маре в образе опасного преступника скрывает лицо за маской Фантомаса (хотя в его наборе — маски на все случаи жизни). За ним охотится комиссар Жюв в исполнении де Фюнеса. А все это время ему то мешает, то помогает невеста криминального журналиста Фандора по имени Элен (Милен Демонжо). В советской версии де Фюнес впервые говорит голосом Владимира Кенигсона, чей дубляж французского комика считается каноническим.

«Жандарм из Сен-Тропе» (1964–1982)

Бенефис Луи де Фюнеса. Невероятные приключения жандарма Крюшо, поставленного на службу в захудалый приморский городок. В том числе благодаря невероятной популярности фильма, заслужившего целых пять продолжений, Сен-Тропе превратился в один из главных курортов Франции. Сам господин Крюшо за это время успел побывать в Америке («Жандарм в Нью-Йорке»), найти даму сердца («Жандарм женится») и даже встретить НЛО («Жандарм и инопланетяне»). Шестой фильм в этой серии — «Жандарм и жандарметки», в котором пожилой жандарм наставлял на путь истинный стажерок-старлеток, стал и последним фильмом в карьере де Фюнеса.

«Разиня» (1965)

Редкая, а потому настолько ценная отрицательная роль де Фюнеса. Он играет бизнесмена Леопольда Сарояна, решившего подставить простачка Антуана Марешаля (еще один классик французской комедии — Бурвиль) и отправить того из Неаполя в Бордо на дорогом «Кадиллаке», под завязку набитом драгоценностями и наркотиками.

«Большая прогулка» (1966)

Одна из ключевых французских комедий, которая четыре десятилетия возглавляла список самых кассовых фильмов в стране. По сюжету, двое эксцентричных французов, обычный маляр Огюстен Буве (Бурвиль) и дирижер Парижской оперы Станислас Лефорт (де Фюнес), спасают экипаж британского самолета, сбитый немцами над Парижем. Лефорт умудряется одновременно делать сразу много дел.



Партнеры