Как стало известно «МК», теперь у историков есть подлинное доказательство того, что опальный патриарх пытался объединить традиционное славянское искусство с западноевропейским.
Ценную находку обнаружили ученые Института археологии РАН. Как рассказал руководитель экспедиции Леонид Беляев, историки нашли так называемую бракованную отливку: свидетельство первой неудачной попытки отлить не дошедший до нас Воскресенский колокол. В руки ученым попал большой бронзовый фрагмент весом около 22 килограммов с частью рельефной композиции «Сошествие во Ад».
«До сих пор ни одного подобного медальона, даже в лучших примерах колокольного литья второй половины 17 – первой половины 18 века, известно не было», - пояснил Беляев.
По словам ученого, эта находка – весомый вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, демонстрирующий безусловно европейскую иконографию. Библейские сцены на отливке выполнены в стиле европейского барокко. Это не характерно не только для других найденных в знаменитом монастыре под Истрой колоколов, но и в целом для русского церковного искусства, впитавшего византийские традиции.
Как рассказал Беляев, на фрагменте изображены святые жены-мироносицы, часть фигур Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, попирающего врата ада. По словам историков, найденный артефакт является настоящим «интернационалом искусств» и еще раз доказывает, что Россия в XVII веке не была изолирована от Европы.