Башню построили из колбасы

«Синие носы» объяснили «МК», почему Татлин круче Малевича

«Синие носы» против Татлина» — так называется первая выставка нового цикла скандальной группы, избравшей «черный юмор» и откровенный стеб в качестве основного инструмента своего творчества. На сей раз Вячеслав Мизин и Александр Шабуров иронизируют над тем, как современные художники «объявляют себя наследниками великого искусства», стоит им «намалевать пару геометрических фигур» — для выставки они сделали то же самое, только «намного талантливее». «Малюет» арт-дуэт не красками, а колбасой, туалетной бумагой и шампунем.

«Синие носы» объяснили «МК», почему Татлин круче Малевича
Критика Малевича.

Серию «Синие носы» против русского авангарда» Мизин и Шабуров открывают выставкой о Татлине в государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО. Знаменитую работу художника «Памятник III Коммунистического интернационала» (больше известную как «Башня Татлина») представляют в самых неожиданных видах: в гастрономическом (из разных сортов колбасы), сантехническом (из туалетной бумаги, водопроводной трубки и клейкой ленты) и косметическом (из шампуня, крема и маски для волос). Вслед за Татлиным «жертвами» арт-дуэта станут Малевич, Лисицкий, Родченко и Розанова.

— Почему же вы против Татлина и остальных авангардистов? — спрашиваю у лидера арт-группы Александра Шабурова.

— Работая над выставкой, мы поняли, что не против Татлина, а против Малевича. Нам казалось, что Малевич — главный герой русского авангарда. На самом деле — Татлин, хотя от него почти ничего не сохранилось. Малевич является частью визуальной культуры, а Татлин нет. А ведь между ними всегда была борьба за лидерство. Оба считали себя самыми крутыми. Татлин был не только неформальным лидером-авангардистом, но и завотделом в ГИНХУКе (Ленинградском государственном институте художественной культуры. — Авт.), где Малевич был директором. Они часто спорили: Иван Пуни вспоминал, как Татлин однажды вырвал стул из-под Малевича со словами «ну и сиди на геометрии и цвете». Малевич все сводил к ним, а Татлин работал с реальностью — он делал свои рельефы с предметов реального мира. Малевич открыл, что все изображения сводятся к первоэлементу, если говорить современным языком, к пикселю, нуль-форме. Татлин же считал, что нужно уйти от квадратиков к реальности, и стал тем самым родоначальником дизайна, художественного конструирования предметов.

Монументы капиталистической реставрации.

— Оба новаторы. Почему же вы за Татлина?

— Татлин говорил, что техническая форма — это и есть форма художественная. Художник должен проектировать форму, допустим, чайника, а не только выбирать для него узор и цвет. Но искусство — проект протопланетного масштаба. Они не ставили целью чайник переделать, а ставили целью тебя переделать: делая новые предметы, они формировали новую среду, которая должна была сформировать нового человека. Так что первый шаг Татлина — шаг к реальности, а второй — социальная идея о том, что художник — преобразователь мира.

Морячок.

— Если вам так дорог Татлин, почему посвящения ему сделаны из туалетной бумаги и колбасы?

— Потому что это предметы сегодняшнего реального мира. А без идей формы — ничто. Без былого пафоса преобразования человека и общества черные квадратики и красные треугольнички выглядят маньеристскими модернистскими экзерсисами. Неотличимые друг от друга биеннале и «Манифесты», насаждающие разрозненное индивидуалистское самовыражение, мелочны и скучны. Куда интереснее масштабные идеологические высказывания — от Дионисия и Диего Риверы до Ильи Глазунова и Дмитрия Врубеля. Теперь в этот строй встают и «Синие носы».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру