Минкульт предложил обычным гражданам стать меценатами

А скрипачам — облегчить жизнь при вывозе документов за границу

26 декабря 2014 в 16:55, просмотров: 3556

Показать российскому зрителю «неизвестного» Чайковского пообещал Минкульт в будущем году, который станет годом 175-летнего юбилея со дня рождения великого композитора. А еще в планах - ввести неусыпный котроль за музейными ценностями и избавить музыкантов от нужды заполнять кипу бумаг всякий раз при попытке выехать на заграничный концерт с диковинной скрипкой. Все эти идеи обсуждались на предновогоднем заседании Общественного совета Минкульта, где побывал корреспондент «МК».

Минкульт предложил обычным гражданам стать меценатами
фото: Кирилл Искольдский

Сначала о Чайковском. Как заверяют в Минкульте, зритель впервые получит доступ к неизвестным до сих пор граням гения. Так, будут сыграны восемь частей «Щелкунчика», причем в первоначальной версии. Прозвучит первый фортепианный концерт, и тоже в оригинале. Кроме того, у юбилейного года будет и еще одна важнейшая миссия. «У нас до сих пор нет полного собрания сочинений Чайковского», - сетует прославленный пианист и по совместительству глава общественного совета Минкульта Денис Мацуев. Так что в ближайшем будущем предстоит объединять наследие великого композитора по крупицам.

Однако другие идеи Минкульта и вызвали споры и даже скептическую усмешку. Например, - сделать каждого работающего гражданина России кем-то вроде мецената. На словах схема довольно проста. Каждый, кто получает белую зарплату, отдает из нее 13% в виде подоходного налога государству. В какую дыру проваливаются эти кровно заработанные, никто из простых граждан не знает. Вот и родился в среде общественных деятелей альтернативный выход: отпилить кусочек от подоходного налога и пустить его на нужды культпросвета. И кусочек-то небольшой — всего 2 процента от 13. При этом становиться таким «налоговым» меценатом или нет — дело будет исключительно добровольное. Каждый согласившийся будет сам решать, кому жертвовать: театру, цирку или филармонии. Однако несмотря на то, что такая «политика малых добрых дел» кажется простой и незатратной для людей, в нее мало кто верит. Во-первых, Минфин скорее удавится, чем пойдет на такой шаг. Во-вторых, народную волю, пусть даже самую добрую и благую, еще надо направить в нужное русло. Иначе всё меценатство сконцентрируется на народных промыслах и кокошниках. «Здесь есть очень тонкая грань, - заметил худрук Государственого Театра Наций Евгений Миронов. - Народные промыслы — это первое, что приходит на ум. Но цель культуры — просвещать народ, рассказывать и о том, чего люди не знают». В результате мысль о становлении всех трудящихся в качестве меценатов было решено додумать. А заодно и поразмышлять над перспективой создания пилотный регионов, где можно было бы поставить этот эксперимент. По заверениям идеологов проекта, люди сразу же увидят связь между своими деньгами и развитием культуры. Однако пока тем, кто хочет и принять участие в культурной жизни страны, и не ощутить худобу собственного кошелька, придется томиться в ожидании.

А вот профессиональным музыкантам и артистам, которым приходится часто гастролировать за рубежом и возить с собой редкие инструменты или исторический реквизит, похоже, жить станет заметно легче. Для них Минкульт обещает в скором времени подготовить поправки в закон «О ввозе и вывозе культурных ценностей». Нынешняя версия закона требует от творческого человека спускаться с небес на землю и заполнять целую кипу бумаг на старинную скрипку или танцевальный костюм всякий раз, когда приходится пересекать российскую границу. При этом въехать в Россию можно хоть с десятком чемоданов, набитых скрипками «Страдивари». А вот выпускать ли эти же чемоданы из страны на очередные гастроли с тем же артистом, таможенники будут решать каждый раз в индивидуальном порядке, с пристальными досмотрами. Если же законопроект будет одобрен, на старинный инструмент придется всего лишь раз оформить специальный «паспорт культурной ценности». С этой бумагой можно будет кататься через границу туда-обратно хоть тысячу раз.

Однако это вовсе не означает, что за ценностями перестанут следить, уверяют в Минкульте. Напротив, ведомство готовит еще один пакет поправок, цель которого — усиление контроля за музейными фондами и хранилищами. Как пояснили чиновники, сейчас проверить музей можно планово — раз в три года. А нагрянуть с внезапной проверкой можно только на объект, признанный культурным наследием. Новые же правила сделают возможными подобные нежданные проверки в отношении любых музейных ценностей.



Партнеры