Новосибирская епархия заявила, что не подавала иск по поводу "Тангейзера"

В РПЦ сообщили о непричастности к юридическому конфликту вокруг скандальной постановки

"Вся правовая ситуация вокруг постановки оперы "Тангейзер" и кадровые решения в системе Министерства культуры России находятся вне юрисдикции Русской православной церкви", — говорится в письме епархии.

В РПЦ сообщили о непричастности к юридическому конфликту вокруг скандальной постановки

Новосибирская епархия Русской православной церкви заявила, что не подавала по поводу скандальной постановки оперы "Тангейзер" "какие-либо заявления о возбуждении административных или уголовных дел в правоохранительные органы, тем более исковые заявления в суд". В сообщении, размещенном на официальном сайте Новосибирской митрополии РПЦ отмечается, что вся правовая ситуация вокруг данной оперы и кадровые решения в системе Минкультуры РФ находятся вне юрисдикции РПЦ, а церковь не связывает свободу творчества и не навязывает церковной цензуры. Как подчеркивают в епархии, правовая ситуация вокруг постановки "Тангейзера" и кадровые решения в системе министерства культуры РФ находятся вне юрисдикции РПЦ.

При этом авторы напомнили, что ранее Минкультуры России призвало руководство Новосибирской епархии "отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога", отметив, что "вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах". В связи с этим в епархии указали, что в связи с постановкой "Тангейзера" в органы прокуратуры, Следственного комитета и МВД поданы "многие десятки заявлений от граждан с требованием привлечь к ответственности на основании действующего законодательства РФ виновных в оскорблении их религиозных чувств".

"Рекомендация министерства культуры РФ, изложенная в позиции Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу постановки оперы "Тангейзер", принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты, до сих пор не исполнена ни бывшим директором театра Мездричем, ни режиссером-постановщиком Кулябиным. В своих последующих комментариях в СМИ они не изменили своей позиции, - говорится в сообщении. - Призываем всех, кого это касается, не использовать данную ситуацию для провокации конфликта вокруг РПЦ, а также прекратить угрозы физической расправы, поступающие в адрес священнослужителей нашей епархии, за проведенное ими мирное молитвенное стояние".

Напомним, ранее прокуратура Новосибирска после проведенной прокурорской проверки по обращениям главы Новосибирской митрополии Тихона и замначальника ГУМВД по Новосибирской области Алексея Кириллова возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера-постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу. Однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура обжаловала это решение. 29 марта стало известно, что Мездрич уволен с поста директора, а на его место назначен директор Михайловского театра в Петербурге Владимир Кехман, заявивший, что снимает с репертуара "Тангейзера".

Между тем, Киносоюз начал собирать подписи за отставку министра культуры России Владимира Мединского. По словам главы организации, режиссера Андрея Прошкина, это связано с решением Минкульта снять с должности директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. "Последовательно выступая в защиту свободы художественного творчества от мракобесия, КиноСоюз считает вопиющим произволом увольнение директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". Мы требуем немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского, который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой", - говорится в опубликованном на сайте организации заявлении.

"Это мнение Киносоюза, наша реакция на произошедшее. Хотя события последнего времени показывают, что сложно будет добиться отмены решения Минкультуры. Суд не нашел в постановке ничего предосудительного, а ведомство вступает с ним в спор", — отметил Прошкин, сообщив, что документ уже подписали режиссеры Андрей Смирнов, Виталий Манский, Марина Разбежкина, Юрий Богомолов, Гарри Бардин, Андрей Прошкин, Алексей Федорченко, кинокритики Виктор Матизен и Андрей Плахов, сценарист и писатель Михаил Липскеров и другие.

Увольнение Мездрича осудил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин. "Я испытал чувство горечи и несправедливости, узнав об увольнении Бориса Мездрича, - цитирует его ТАСС. - По-моему убеждению, не то действие совершено". "Наказать можно, и, наверное, нужно, потому что за все в театре отвечает директор, - продолжил Калягин. - Можно было объявить выговор, наконец, строгий выговор, вызвать "на ковер". Ведь даже в советские времена существовала такая форма как последнее партийное предупреждение. Рубим сук, на котором сидим. В провинции мало хороших директоров театров. Их дефицит наблюдается и в Москве. Борис Мездрич - опытнейший директор, он поднимал многие театры. За ним биография человека, который умеет руководить театрами. Думаю, что увольняя таких людей, мы можем пробросаться профессионалами".

Еще до увольнения директора Новосибирского театра оперы и балеты режиссер Андрей Звягинцев раскритиковал заседание в Минкульте, на котором состоялось общественное обсуждение "Тангейзера" и конфликта вокруг спектакля, , отметив, что оно больше напоминает не дискуссию, а советские "чистки", "коллективные судилища", "пропесочивания инакомыслящих", которых лишают возможности выражать собственную позицию, называя ее "выпадом против общественного мнения". Автор "Левиафана" возмутился выступлениями на совете представителей РПЦ: "Что это за увещевания? Зачем в Общественном совете, в стенах Министерства культуры пока еще светского государства, в котором должны быть не только уважаемы, но и гарантированы Конституционные права граждан на самоопределение в части приверженности к той или иной религии или - напротив - отсутствия связей с ней, произносятся слова, которые уместны только в стенах храма или среди верующих?"

"На этом же собрании говорилось и о 44-й статье Конституции Российской Федерации: о свободе литературного и художественного творчества. Так что же? Есть свобода творчества, или ее нет? Свобода, она ведь как булгаковская рыба, не бывает первой свежести. Вторая ее свежесть - это уже цензура. Ну, так скажите прямо: хотим вернуть цензуру. Называйте вещи своими именами. Вот Всеволод Чаплин на этом заседании призывал неоднократно быть смелыми. Ну так будьте же смелыми и скажите: "Хотим ввести цензуру, - написал он в своем блоге на сайте проекта "Сноб". - Приходится напомнить главный принцип демократии: никто не может подвергаться преследованию за свои убеждения. Так давайте же признаем сразу, что мы живем уже в другой среде, и ее никак нельзя назвать демократической. Тогда в какой среде мы живем? Этот вопрос куда более значим сегодня. И вот о чем следует дискутировать в Общественном совете: об утрате нами свободы, о том, как она умаляется на наших с вами глазах, словно шагреневая кожа; и как это унижает человеческий дух, когда под благовидными предлогами попирается право, дарованное человеку самим Богом".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру