Инициатива Мединского, или бизнес-план по перезахоронению Рахманинова

Марина ТАРКОВСКАЯ: «Тревожить прах — это не по-христиански»

Находясь в Великом Новгороде, министр культуры Владимир Мединский выступил с инициативой о перезахоронении останков выдающегося композитора и пианиста Сергея Рахманинова, чей прах покоится под Нью-Йорком.

Марина ТАРКОВСКАЯ: «Тревожить прах — это не по-христиански»
Марина Тарковская.

Давайте откопаем всех, кто лежит на чужбине. Ученицу Репина Марианну Веревкину, которая покинула Россию и жила в швейцарской Асконе, где хоронили ее всем городом. Можно поехать с лопатами в Венецию, на печальное кладбище на воде, где покоится прах Игоря Стравинского, Сергея Дягилева и Иосифа Бродского. У Бродского, правда, есть охранная грамота: он непременно хотел быть захороненным в Венеции, которую очень любил, такова была его воля. И наследники у него строгие. Не захотят — не дадут разрешения даже на показ фильма, как это было с «Ангело-почтой Иосифа Бродского» Олеси Фокиной.

Есть, наконец, кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Париж. Там лежат Иван Бунин и Андрей Тарковский. Вернем их на родину! Можно и Шагала отвоевать, вывезти его из французского городка Сен-Поль-де-Ванса, что близ Ниццы. Правда, белорусы могут вступить в бой и потребовать возвращения праха в Витебск, куда тоже приезжают туристы, а показать им, кроме новодельного музея, где нет подлинных вещей, нечего.

30 января 1924 года Надежда Крупская опубликовала письмо в газете «Правда»: «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Она была против мумификации мужа. Но кто ее послушал?..

Умер Сергей Рахманинов в Калифорнии в 1943 году, на 70-м году жизни, и похоронен недалеко от Нью-Йорк. А Россия покинул в 1917 году, после революции. К 2018 году в родовом имении композитора «Онег» в Новгородской области намечено создание амбициозного культурного комплекса с концертным залом.

Никто бы сейчас не заговорил о Рахманинове, когда бы не существовало бизнес-плана по строительству платной скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург (М11). Вот министр культуры Мединский и заявил в Великом Новгороде о неудовлетворительном состоянии могилы Рахманинова, где, кстати, лежит он не один, а с женой и дочерью. Обратившись к американским коллегам, удалось выяснить, что могила совсем не забыта, она ухожена, туда приходят люди.

По словам вице-губернатора Новгородской области Александра Смирнова, на восстановление усадьбы «Онег» потребуется около трех лет. Ответ на все вопросы можно найти в его заявлении о том, что усадьба благодаря строительству трассы М11 станет туристически привлекательной, и находится она в черте доступности. «Поэтому мы решили не только восстанавливать саму усадьбу, но и ходатайствовали перед общественностью, перед теми, кто решает эти вопросы, о перезахоронении праха», — заявил Смирнов.

Официальных переговоров с американской стороной пока не было, но они планируются в ближайшее время. А пока имение матери, где Рахманинов провел первые восемь лет жизни, — в плачевном состоянии. Сохранился фундамент усадьбы, часть липовой аллеи. До сих пор здесь находят отголоски войны. Посетители сайта «Исторические усадьбы России» жалуются, что, стоя поблизости, им пришлось опросить несколько человек, чтобы выяснить, как пройти к усадьбе.

Новгородские активисты забили тревогу еще два года назад. Они считают, что трасса, которая пройдет через Новгородскую область, уничтожит усадьбу «Онег», поскольку отделять их будет всего 505 метров. Ссылались они и на то, что территория усадьбы не внесена в кадастровый план, нет и охраняемой зоны, что ставит под угрозу ландшафт, составляющий главную прелесть этой по сути утраченной усадьбы.

Несколько лет назад мне довелось побывать в командировке в Великом Новгороде и его окрестностях. Более всего поразили люди, рядовые работники культуры, для которых само имя Рахманинова — святыня: сотрудники детской музыкальной школы, носящей имя композитора, скульптор со своим видением выдающегося земляка…

Могила Рахманинова под Нью-Йорком.

А министр решил внести свой вклад в «великое дело», как он назвал перезахоронение. Высказался Мединский радикально: «Величайший русский гений Сергей Рахманинов совершенно неправильно последнее время позиционируется на Западе». Там его представляют как американского композитора русского происхождения. А это, по мнению министра, «самонадеянная приватизация имени нашего соотечественника».

Еще бы неплохо выяснить: хотел ли этого сам Рахманинов? Годы эмиграции он провел не только в США, но и в Швейцарии, где тоже идет какая-то тяжба за его имение.

Есть еще музей-усадьба Сергея Рахманинова «Ивановка» в Тамбовской области, где композитор жил и работал до своего отъезда за границу. Именно там режиссер Павел Лунгин снимал фильм «Ветка сирени» о Рахманинове. «Ивановка» тоже могла бы претендовать на прах. Но там не ведется строительство платной скоростной трассы. Зато отреставрировали двухэтажный дом и флигель, гараж, в котором стоял автомобиль Рахманинова, восстановлен каскад прудов и парк. Говорят, что свою лепту внес в дело восстановления усадьбы внучатый племянник композитора Юрий Рахманинов.

Проблема наших памятников усадебного типа в том, что у них нет подходящей инфраструктуры, которая обеспечила бы туристический поток. Но даже ради освоения прогрессивных бизнес-проектов нельзя поднимать мертвых из могил.

Мы позвонили Марине Арсеньевне Тарковской, сестре кинорежиссера Андрея Тарковского, умершего во Франция и похороненного недалеко от Парижа. Вот что она думает по поводу перезахоронения праха Рахманинова:

— Я не знаю, есть ли родственники у Рахманинова. Решение вопроса перезахоронения прежде всего зависит от их воли. В 60-х годах прошлого века была такая эпопея, когда решили перенести прах Герцена из Франции в Москва, на Воробьевы горы. И родственники ответили, что это невозможно по ряду причин. Если у Рахманинова имеются потомки, то их воля решающая. Это первое. А второе — у Рахманинова своя судьба. Она сложилась. Как можно менять биографию насильственным образом? Я считаю, что это невозможно.

Мне бы очень хотелось, чтобы могила моего брата Андрея находилась в Москве. Одно время я очень этого хотела, но потом решила, что это было бы неправильно по отношению к нему. Это же судьба человека. Зачем с ним так поступать? Я ограничилась тем, что поставила крест в память о нем в Переделкине, рядом с нашим отцом Арсением Тарковским.

Так что мое отношение к этой идее самое отрицательное. Тревожить прах — это просто не по-христиански. Тем более что Рахманинов лежит не один, а со своими близкими. Герцен тоже покоился под одним камнем с женой. И его потомок как раз и ответил, что перенос праха невозможен и по этой причине тоже.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26888 от 18 августа 2015

Заголовок в газете: Бизнес-план по перезахоронению Рахманинова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру