Петербургским апостолам с собора Святой Екатерины грозит уничтожение

Уникальные фигуры могут превратить в пыль из-за неправильно выбранной технологии копирования

8 декабря 2015 в 14:55, просмотров: 3347

«Битва за четырех апостолов» - это не новый блокбастер, а реальные события, которые происходят сейчас вокруг знаменитых скульптур XVIII века. Мраморные изваяния святых Луки, Иоанна, Матфея, и Марка на аттике храма Святой Екатерины, расположенного в самом центре Санкт-Петербурга, оказались под угрозой. Фигуры (они уже сняты и даже отреставрированы) могут быть уничтожены во время копирования. А сами копии, которые займут их место, будут в два раза меньше.

Петербургским апостолам с собора Святой Екатерины грозит уничтожение
Один из апостолов в ожидании окончательного решения о его «клонировании». Фото: A.Trofimov

До начала процесса осталось всего несколько дней. Петербургские градозащитники требуют признать госконтракт недействительным и провести проверку.

Не успел утихнуть скандал с реставрацией объекта культурного наследия — дома Пантелеймона Бадаева в Санкт-Петербурге (нежная нимфа на фасаде здания трансформировалась в бабу с лицом-плошкой и глазами-щелками), как набирает обороты другой.

- Собор святой Екатерины на Невском проспекте, 32-34 входит в список памятников, охраняемых государством, - говорит Анастасия Медведева, которая на протяжении 4 лет была координатором реставрационной программы Базилики святой Екатерины Александрийской. - Скульптурам четырех апостолов, украшающих аттику собора на высоте 25 метров, ровно четверть тысячелетия. Они мраморные, а мрамор столько не может простоять на открытом воздухе, под воздействием розы ветров и городских выхлопных газов. Так что они давно начали разрушаться, и в некоторых местах их даже скрепили железными скобами. В прошлом году мы добились того, чтобы их сняли для реставрации. После нее возвращать фигуры на прежнее место нельзя - их нужно спасать, передав Эрмитажу. А на место апостолов установить копии. Сейчас отреставрированные скульптуры находятся в мастерской в ожидании процесса копирования.

Вначале чиновники рассчитали, что обойдется оно казне в 123 миллиона рублей. Каждого апостола, который ростом ровно три метра, измерили еще и целиком в квадратных дециметрах (как того требуют все методики). Было установлено, что площадь апостола Марка составляет – 1680 дм2, апостола Луки – 1848 дм2, апостола Иоанна – 1914 дм2, апостола Матфея-2175 дм2. Кроме того, был определен единственно верный (любой другой, по мнению большинства экспертов, попросту уничтожил бы оригиналы) способ будущего копирования.

30 сентябре 2015 года власти Санкт-Петербурга объявили конкурс на проведение этой работы. Но его условия при детальном изучении возмутили профессиональное сообщество реставраторов, скульпторов и градозащитников. Если взять за пример истинный и утвержденный в 2014 году КГИОПом размер скульптуры апостола Матфея (2175дм2) и попробовать примерить его к новому размеру в 879 дм2, то станет понятно, что скульптура на объекте федерального значения уменьшится почти в два с половиной раза, и вряд ли станет выше чем 1 метр. Апостол Матфей превратится в пигмея!

А самое страшное, по словам реставраторов, в результате копирования, метод которого прописан в техзадании, подлинники будут безвозвратно утрачены. Копирование происходит таким образом: снаружи настоящие скульптуры обливаются специальными веществами, то есть делаются слепки, что называется, «с натуры». Однако такой способ реставрации предусматривает нагревание, которого не боится металл, но который может стать роковым для мрамора.

- Внутри мраморного тела скульптур апостолов за 250 лет образовалось большое количество трещин и пустых полостей, - говорят реставраторы. - При заливке их горячей формовочной массой (а без этого не обойтись, согласно той методике), скульптуры рассыпятся. Государственный Эрмитаж после такого копирования, может рассчитывать на то, что вместо уникальнейших фигур получит на хранение лишь горсть мраморной пыли.

- Есть разные гипотезы на счет того, почему же все так вышло, - говорит градозащитник Алексей Трофимов. - Я придерживаюсь мнения, что это не просто преступная халатность. Конкурсные документы были составлены так, чтобы вложиться в ту сумму, которую выделил комитет, и, возможно, под конкретного исполнителя. Как бы там ни было, компании, которые хотели поучаствовать в копировании апостолов, но не смогли этого делать, обратились в арбитражный суд. Подано заявление в УФАС. Но времени остается все меньше: между контрактом и получением разрешения на начало работ предусматривается период в 7 дней. Он уже почти истек...



Партнеры