«Баллада о маленьком сердце»

Симфония любви и надежды, звучащая в каждом из нас

18 декабря 2015 в 10:00, просмотров: 10370

Театральная компания «Айвенго» выпустила новый грандиозный проект — мюзикл «Баллада о маленьком сердце». Главная

премьера мюзикла состоится 19 и 20 декабря. Редакция «МК», вместе с самыми первыми зрителями спектакля, смогла попасть в удивительную вселенную, полную любви, поэзии, музыки и театральных чудес.

«Баллада о маленьком сердце»

Гаснет свет в зрительном зале, гости музыкального театра «Айвенго» завороженно смотрят на сцену, а из динамиков мужской голос впервые произносит эпиграф спектакля: «Всем Юлькам и Алешкам, всем детям Земли, которые ждут и ищут своих пап и мам, посвящается»... Первого показа «Баллады о маленьком сердце» волнительно ждали не только актеры и создатели постановки, но и все поклонники российского театра и, особенно, спектаклей в жанре мюзикла. И это неудивительно, ведь спектакль создавался не один год, а его сюжет оставался тайной для зрителей до самого первого показа. Команда театра, несомненно, рискнула и пошла особым путем: в основе мюзикла — не книга, не историческое событие и даже не адаптированный иностранный сценарий, как это принято в российском театральном пространстве в последнее время. В основе «Баллады о маленьком сердце» — оригинальный сценарий, созданный на реальных событиях, невероятно трогательная и щемящая сердце история о детях, растущих в детском доме.

Денис Руденко, генеральный директор компании, автор сюжета и один из авторов поэтического либретто спектакля (его соавтором стал Владислав Маленко, известный поэт, режиссер и актер Московского театра на Таганке), со сцены театра открыл первым зрителям некоторые тайны о создании спектакля: «Мы делали этот мюзикл больше двух лет, а в нашей команде — больше двухсот человек! За это время герои стали нам родными, а история, бывшая когда-то киносценарием, получила настоящую жизнь на этой сцене».  

Можно сказать, что и сейчас мюзикл напоминает по динамике и яркости кинофильм. Прежде всего это связано с тем, что все происходящее на сцене мы видим будто бы не своими глазами, а взглядом ребенка, только открывающего для себя неведомый, сложный, взрослый мир. Кажется, что в этой постановке задействован невидимый талантливый оператор, который выбирает самые значимые стороны каждой истории и фокусирует внимание на них. Именно поэтому в спектакле реальные пространства сочетаются с грезами и сновидениями, разговоры взрослых — с мечтами и фантазиями детей, а к отрицательным героям все равно в душе проникаешься искренней любовью. Именно поэтому декорации и костюмы выглядят очень реалистично, но все-таки оставляют легкое ощущение сказочности. «Мы долго думали, какую стилистику выбрать для спектакля. И решили, что все должно быть настоящим, но чуть-чуть более ярким, чуть более цветным, чем в жизни. Ведь все это — взгляд ребенка. В каждой сцене — немножко сказки, немножко мечты. Этот принцип был очень важен и в работе над декорациями, и в создании костюмов. Денис Руденко часто ставил нам песни из будущего спектакля, чтобы мы могли создать идеальное сочетание внешней картинки и музыкальной канвы этой истории », — рассказала редакции «МК» Анастасия Глебова, художник по костюмам «Баллады о маленьком сердце». 

Отличительная особенность этого спектакля — удивительная гармония всех его составляющих. Кажется, что под радостные мелодии кружится в танце все пространство сцены — и огромные трехуровневые декорации (действительно поражающие грандиозностью), и световая композиция, и артисты спектакля, и картины на стенах домов, и даже настроение зрительного зала резонирует с ритмом музыки. Грустят и надеются в этом мюзикле, конечно, тоже все вместе, мелодиями и атмосферой приобщая каждого к душевным переживаниям героев этой истории. 

Авторам музыки (композитор спектакля — Алексей Миронов, автор аранжировок — Сергей Сысоев) удалось не просто написать красивые и необычные песни к мюзиклу, но при помощи мелодий показать характеры и даже раскрыть невидимые стороны внутреннего мира персонажей. Вот, например, на сцене появляется квартет таинственных ангелов — и в унисон к их образам играет звонкая, сказочная «Рождественская мистерия». Вот директор детского дома и сторож дядя Женя (бывший капитан) исполняют дуэт — и мы слышим романтическую, будто звучащую эхом с пластинок середины двадцатого века, мелодию «Заснеженного вальса». А вот Юлька и Алешка, поднявшись на крышу старинного дома (словно возвысившись в этот момент еще и над всеми земными, совсем не детскими проблемами и страхами), держатся за руки — и тут же мы слышим первые звуки трогательной, очень важной для мюзикла, песни «Над городом».  Отдельного внимания заслуживает танцевальный язык мюзикла. Зрители привыкли, что в мюзиклах, созданных по бродвейскому образцу, актеры чаще всего и танцуют, и поют одновременно, а, например, во французских мюзиклах поющие актеры могут почти не двигаться весь спектакль, в то время как балет заполняет собой пространство сцены. В «Балладе о маленьком сердце» иной принцип — здесь танец проник в каждую роль, в каждый поворот сюжета, и порой в калейдоскопе движений сложно разобрать, кто сейчас оказался на сцене — профессиональный танцор, драматический актер или талантливый ребенок. Балет стал настолько значимой частью истории, что, кажется, без него магия спектакля была бы не такой ощутимой. «В нашем спектакле балет очень важен. Ведь иногда балет — это продолжение ангелов, иногда танцоры — это жители города, а иногда балет — это настроение или атмосфера… Но он всегда несет в себе роль и смысл, никогда не занимается обычным заполнением пространства», — рассказал нам Алексей Фроленков, хореограф проекта.  

Герои спектакля — дети, живущие в детском доме, и исполняют эти роли, по творческой традиции театра «Айвенго», тоже юные артисты, ровесники своих персонажей. Михаил Смирнов, играющий главную роль Алешки в мюзикле, представитель России на Детском Евровидении, поделился с нами впечатлениями о своем первом спектакле: «Это просто непередаваемые ощущения! Это самый лучший мюзикл из всех, что я видел! Никто не знает, но, может быть, у кого-то после просмотра появится желание усыновить ребенка из детского дома… Это очень важно!»  

«Я долго думала над своей ролью, размышляла над этой историей… Мне кажется, нет человека, которого она бы могла оставить равнодушным», — дополнила впечатления актера Вероника Устимова, исполнительница роли Юльки в спектакле.  

К кастингу в мюзикл команда театральной компании подошла очень основательно. На сегодняшний день в труппе — 170 человек, 50 из которых — дети от 6 до 13 лет. «Часто в спектаклях репетируют с одним составом, а потом постепенно вводят в него новичков, — рассказала «МК» Нина Чусова, режиссер спектакля, — но мы не могли себе это позволить. Нам хотелось, чтобы к выпуску спектакля любой актер мог выйти на сцену и сыграть свою роль на самом высоком уровне. Это очень сложная задача и она придала нашей постановке еще больший размах!» Размах этот чувствуется не только в количестве, но и в качестве подготовки актеров. Отличная школа театральной игры, органичная пластика тела, очень сильные голоса, красивые и светлые лица — в каждой сцене видно, как важно артистам театра не просто хорошо сыграть спектакль, но еще и заразить зрителей духом и атмосферой «Баллады о маленьком сердце». Кажется, что каждый актер труппы выходит на сцену с особой миссией — не только культурной, но еще и нравственной.  

Несмотря на то что в этом мюзикле поднимаются очень важные темы — темы ответственности родителей перед своими детьми, важности мужества и силы духа, ценности детских стремлений и надежд, авторам постановки удалось избежать плоского морализаторства, и это — одно из основных достоинств спектакля. В детском доме номер восемь, где живут герои истории, нет ужасных воспитателей или грозного директора, наоборот — в нем много любви, заботы и радости, но все же даже в таких «тепличных» условиях дети остаются детьми. Они скучают по своим родителям, страдают от одиночества, защищают мам и пап в любых разговорах и ждут их возвращения, несмотря ни на что. Но при этом они продолжают радоваться, смеяться, верить и надеяться — тоже несмотря ни на что. И поэтому слова героини, маленькой Юльки: «Зоя Михайловна, у меня… есть настоящая мама», — трогают сердца зрителей куда сильнее, чем могли бы тронуть любые длинные размышления о семейных ценностях. Потому что это — правда, искренняя и звонкая, самая настоящая детская истина.  

«Баллада о маленьком сердце» — мюзикл о детской любви и преданности, но, как ни странно, его при этом никак нельзя назвать детским мюзиклом. Здесь есть все — танцы и краски, которые покорят юных гостей театра, пронзительная романтика и красота, которая захватит взрослых зрителей, и, конечно уникальная поэзия и музыка, которая будет по сердцу самым придирчивым театральным критикам. К концу спектакля понимаешь, что ты не просто увидел историю о незнакомых тебе детях — Юльке и Алешке. Ты только что прикоснулся к своей личной истории, совершил необычное путешествие к миру своей души. И вдруг становится ясным, что главное в этой истории — бесконечная сила любви, не стареющая и не проходящая с годами. Ведь недаром в финальной песне спектакля герои поют: «Все люди — дети навсегда, их оставлять нельзя одних». Действительно — это поэма о каждом, кто сохранил в тайниках души свои сокровенные мечты и надежды. 

Есть истории, от которых сердце замирает. Есть истории, от которых на сердце становится тяжело. А есть истории, от которых кажется, что твое сердце растет. «Баллада о маленьком сердце» — как раз такая история. И поэтому ее обязательно нужно увидеть. 

Валерия Кокорева

Фото предоставлены пресс-службой театра





Партнеры