Электроорганный джаз нью-йоркского разлива

Американская группа привезла в Москву особенную программу и уникальный инструмент

14 февраля 2016 в 19:53, просмотров: 3787

Органное трио Джерри Зи (Jerry Z) с таким же успехом могло бы называться и саксофонным, и барабанным (эти два инструмента артисты также не менее виртуозно используют для игры), если бы электроорган не стал культовым изобретением Лоуренса Хаммонда в 1934 г., спустя чуть больше десяти лет после появления легендарного терменвокса Льва Термена, а в 60–70‑х не превратился бы в визитную звуковую карточку многих знаменитых рок-групп.

Электроорганный джаз нью-йоркского разлива
Фото: пресс-служба посольства

Российские гастроли «органного трио» удостоились даже специальной презентации в Спасо-Хаусе, столичной резиденции американского посла Джона Теффта и его супруги Мариэллы, что придавало событию особенный светский фон и акцентировало его культурную значимость.

Этот электромеханический музыкальный инструмент изначально был придуман, чтобы заменить громоздкие духовые органы в католических храмах, однако привлек пристальное внимание не столько людей, играющих духовую музыку, сколько джазменов, которые по своей сути являются экспериментаторами, а позднее и рокеров, искавших новые оригинальные способы звукоизвлечения. Сегодня без его тягучего, вибрирующего звучания практически невозможно представить себе музыку Deep Purple, Doors, многие опусы Pink Floyd (клавишник группы Рик Райт считается одним из виртуозов игры на хаммонде), Led Zeppelin, «хороших мальчиков» The Beatles и «плохих» The Rolling Stones. Даже Оззи Осборна очаровал оригинальный голос инструмента, и он активно использовал его и на выступлениях, и в студии. Очевидная прелесть инструмента в том, что при очень скромных (по сравнению с духовым органом) размерах он обладает широким спектром звуковых возможностей, из которых постарались выжать максимум именно джазмены. Самыми знаменитыми органистами стали Ларри Янг, Джимми Смит, Доктор Лонни Смит и другие джазовые музыканты.

Джерри Зи — лидер органного трио — признался, что на электрооргане Хаммонда не только можно играть абсолютно разную музыку, но он и легко собирается самостоятельно, а вот выпускается официально далеко не во всех странах. По словам артиста, в России есть всего несколько экземпляров, а в некоторых частях света модель отсутствует вовсе. Сам Джерри еще в ранней юности влюбился в него, сначала играл классическую музыку (любимым композитором был Бах), а с 1996 г. стал активно выступать на нью-йоркской джазовой сцене. Критики отмечают, что у Джерри есть свой почерк, особенный стиль игры. Исполнитель так эмоционально пропускает через себя все мелодии, что невольно начинаешь переживать и сопереживать каждому пассажу. В репертуаре трио и джазовые стандарты, и композиции, написанные самим Джерри (кстати, сейчас он как раз работает над дебютным сольным альбомом). Есть в багаже группы и динамичные импровизации, и слезливые, трогательные баллады (переводчик слегка запутался, приняв это слово за «балет», но такой маленький каламбур только поднял публике настроение и заставил фантазию слушателей еще больше разыграться).

Вместе с Джерри Зи на сцену выходят саксофонист Чед Лефковитц-Браун и барабанщик Эндрю Эткисон. Чед — обладатель «Грэмми», считается одним из лучших в мире исполнителей джазовой и поп-музыки на саксофоне, а первую премию получил уже в 11 лет. Эндрю изящно жонглирует барабанными палочками во время игры и чувствует ритм настолько тонко, что может работать в самых разных жанрах. Рос сначала на Ямайке, а потом в Майами, что повлияло на темперамент и вкус музыканта. Кстати, артист владеет и приемами битбокса, идеально точно повторяя голосом собственные сложные и ломаные ударные партии. Во время соло Эндрю весь зал замер и, казалось, боялся вздохнуть, пока артист не закончит свое почти магическое действие.

Помимо профессионализма все три участника команды очень харизматичны, совсем не похожи друг на друга ни внешне, ни по темпераменту, но, начиная играть, работают слаженно, как единый организм, идеально настроенный инструмент. Посол Теффт настолько растрогался во время их выступления, что лично решил принести каждому полотенце (артисты выложились на все сто, поэтому к финалу концерта создавалось ощущение, что они спортсмены, только что пробежавшие дистанцию в несколько десятков километров). Столичный концерт открыл большой российский тур группы, во время которого музыка джазовых виртуозов и звук культового органа прозвучат не только на концертных площадках разных городов от Москвы до Магадана, но даже в костеле.



Партнеры