Немец покрасил русскую природу в белый и обратно

Биеннале экспериментов

Кто из молодых художников предсказывает завтра? Что их волнует и о чем они говорят? Отвечает V Московская международная биеннале молодого искусства, основной проект которой развернулся на Трехгорной мануфактуре. Там 93 художника (младше 35 лет) со всего мира учудили нечто беспрецедентное, осмыслив при этом настоящее, заглянув в будущее и в себя. Ведь название выставки — «Глубоко внутри» — задало тему биеннале. Как ее интерпретировали юные авторы, оценил «МК».

Биеннале экспериментов
Фон Бисмарк с раскрашенным пейзажем.

Два этажа — каждый по 2,5 тыс. кв. м — строения номер пять захвачены экспозицией. Никаких дверей, оба пространства разделены только колоннами, окон мало. Но этим они особенно ценны, поэтому на нескольких размещены инсталляции из переплетенных кабелей и проводов. Помещения настолько обветшалые, что штукатурка валится с потолка, по стенам ползет плесень, а бетонный пол прорезан трещинами. За дизайн спасибо культурно-историческому наследию, которое запретило делать даже легкий ремонт, так как здание — памятник архитектуры. Но архитектор Сергей Неботов не растерялся и установил в нужных местах гипсокартонные стены, на которых художники уже оторвались по полной.

Правда, многие работы доделывали за несколько минут до официального открытия. Так что судите сами, все ли получилось в полной мере. Однако организаторы сняли с себя ответственность, сказав, что часть денег (общий бюджет 33 млн рублей) получили в последний день. И тут же художники ломанулись скупать по столичным магазинам необходимые материалы и завершать проекты.

В одной из комнат на втором этаже (здесь начинается экспозиция) оказываемся в царстве шелкопрядов. Генетически модифицированные существа прядут шелк в режиме реального времени. Эквадорский художник в стенах Трехгорки заставляет задуматься о том, что сегодня представляет текстильное производство: просто механику или еще и биологию. Дальше тему развивают фотографии и видеоподборка. Кстати, в этот раз проект поражает гармонией между видами искусства: в равных количествах представлена живопись, видео, фото, инсталляция и скульптура.

К последней особое внимание: жюри премии биеннале во главе с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой назвало лучшей работой выставки скульптурную композицию «Три танца». Гипсовые люди пастельных оттенков словно расплываются от солнечных лучей, которые падают в комнате именно на них. Как читать работу, объясняет ее автор Хулиана Серкейр Лейте из Бразилии: «Клуб — это место коллективного кипения и моделей поведения представителей прагматичного капиталистического общества. Как-то ночью я запомнила их движения, а утром решила их воспроизвести. Облила себя штукатуркой и сделала слепки своего тела. Для биеннале повторила эксперимент».

Две недели «Три танца» создавались в этих стенах — работа получилась нетранспортабельной, поэтому после биеннале Хулиана пообещала ее разрушить. Коллекционеры предлагали купить скульптуру, но девушка отказалась. Сказала, что ее произведение про мгновение, а не про вечность, поэтому оно должно кануть в Лету. Еще из любопытного здесь — прорубленная дыра в стене испанца Альваро Урбано, через нее открывается картина дикой природы с изумрудными деревьями и насекомыми. То ли это мечта о рае, то ли мысль о гармонии мира реального с искусственным.

Тему взаимодействия человека с природой продолжает немец с бородой по пояс Юлиус фон Бисмарк (родственник канцлера). В Тверской области он вместе с жителями провел эксперимент по созданию инсталляции под открытым небом. Они выбрали участок леса, долго им любовались, потом выкрасили все, включая корни деревьев, белой акриловой краской. Затем по памяти перекрасил пейзаж в оригинальные цвета, а фотографию результата художник показал на выставке.

— Несколько месяцев по Интернету я искал нужное место, мне хотелось выбрать колоритный русский ландшафт, — говорит фон Бисмарк. — Местные жители встретили меня дружелюбно, хотя не сразу поняли через переводчика идею проекта. Я хотел сказать, что визуальное восприятие целиком и полностью основано на информации, считываемой с поверхности самого воспринимаемого материала. В 2015 году я проводил такой же эксперимент в Мексике, сейчас выбираю следующую страну.

Уровень ниже начинается со звуков воды — это инсталляция с раковиной и открытым краном. Напротив — электронное табло, только не с расписанием авиарейсов, а временем запуска ракет. Этот отсчет бесконечен, как и последовательность чисел, которая никогда не заканчивается. Ну и, наконец, мы оказываемся в зеркальной комнате, напоминающей черную космическую дыру: она расширяется и сжимается одновременно. Только здесь повсюду разбросаны яркие скульптуры. Среди них инсталляция из металла и стекла «Черный лед» Ксении Кудриной. Девушка из Якутии нанизала стеклянные шары на металлические конструкции по принципу тотемных столбов.

Тем, кто не понимает идеи художников, в помощь описание на табличках или каталог. Правда, они составлены философами, и иногда совокупность мудреных слов лишена смысла. Но тогда стоит обратиться к художникам (они частенько сидят у своих работ) или записаться на образовательную программу. Сама выставка, хоть и с мелкими недочетами, получилась на высоком уровне. Организаторы уловили золотую середину между визуальным пиршеством и интеллектуальными мыслями. Новые имена в молодом искусстве нам показали. Увидим, поддержит ли их арт-сообщество так же, как оно поддержало биеннале.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру