51-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах: победит ли наша «Зоология»

Михалкова отправили в макулатуру

8 июля 2016 в 10:39, просмотров: 5700

Если год назад в Карловых Варах победила американская картина «Боб и деревья», где главную роль сыграл лесоруб Боб Тарасюк из Массачусетса, то теперь героинями польского фильма «Волны» Гжегожа Заричного стали 17-летние девушки-парикмахеры из Кракова. Они фактически ничего не играют, входят в кадр такими, какие есть. С трудом верится, что в одном из красивейших городов мира столько неблагополучия и беспросветности.

51-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах:  победит ли наша «Зоология»
фото: Светлана Хохрякова
Виталий Манский со своей мамой и героиней его фильма "Родные"

В рейтингах критиков лидирует «Зоология» Ивана Твердовского-младшего. Сам он покинул Карловы-Вары и вернулся в Москву. А вот приедет ли на фестиваль за наградой, мы узнаем уже в субботу. У зрителей - свои кумиры. В их рейтинге лидирует внеконкурсная «Джульета» Альмодовара, а пятую позицию занимает конкурсная «Учительница» Яна Гржебейка, которую принимали в Карловых Варах с невероятным энтузиазмом и визгом. Картина создана Словакией и Чехией и отсылает в 1983 год в период социализма «с человеческим лицом». Школьная учительница Драздихова преподает помимо прочих предметов еще и русский язык. Она вдова и интересуется, кем работают родители ее учеников, терроризирует не только школьников, но и их родителей. Она – монстр, и говоря о ней, родители учеников постоянно подчеркивают, что у Драздиховой сестра живет в Москве. В конкурс должен был войти «Ученик» Кирилла Серебренникова, но его увел у Карловых Вар Каннский кинофестиваль. Так что незамысловатая зрительская комедия «Учительница» стала своего рода заменой куда более радикальному и жесткому «Ученику».

«Родные» Виталия Манского участвуют в документальном конкурсе. России в числе производителей нет. Это копродукция Германии, Латвии, Эстонии и Украины. Манский так и сказал: «Россия, в которой я прожил большую часть своей жизни, в создании фильма не участвовала». На сцену вышли продюсеры из Германии, Эстонии, Латвии. Последнюю представлял Гунтис Тректерис, который первым протянул руку помощи семье Виталия Манского, когда она перебралась на жительство в Латвию. Гунтис рассказал «МК», что если бы не Виталий, то последний фильм выдающегося документалиста Герца Франка «На пороге страха» они бы сами не потянули.

Виталий Манский родился во Львове, откуда уехал учиться в Москву в 18-летнем возрасте. До сих пор там живет его мама, ставшая героиней «Родных», которую он привез в Карловы Вары на премьеру. Мы видим на экране совсем не парадный и праздничный Львов, а старую пятиэтажку, в которой и вырос будущий режиссер. Вместе с ним зритель отправляется к его тетушкам, двоюродным братьям и сестрам, к родной сестре. Живут они, кто во Львове, кто в Одессе и Севастополе. И Донбасс нельзя будет обойти: у мужа родной сестры там родственники.

Одна тетя работает в кожном диспансере, а свободное время отдает танцу живота. Другая, живущая в Севастополе, как говорится, заснула на Украине, а проснулась в России. 20-летнего Женю из Львова забирают на наших глазах в армию, где он до сих пор и служит. А уйти теперь в армию – все равно, что в неизвестность. Одна из тетушек Манского любила Никиту Михалкова. В ее квартире долгие годы висел его плакат. Но события последних лет многое поменяли в сознании, что-то в душе оборвалось. Прошла любовь к Москве, а заодно и к Михалкову, который теперь ждет своего часа, чтобы отправится в макулатуру. Родные сестры (тетушки режиссера) – одна во Львове, вторая в Севастополе, ругаются по скайпу. Разговор неминуемо перескакивает на политику. И тут у них непримиримые взгляды. Но сила фильма в том, что он ничего не нагнетает, а снят с нежностью к своим близким, простым людям, которые воспринимают происходящее каждый по-своему.

После фильма Виталий Манский скажет: «Я – рижанин, родившийся во Львове и проживший много лет в Москве. Я больше не живу в Москве, хотя близко принимаю все то, что там происходит. Россия заболела. Наступили тяжелые времена. Больному надо помогать. Советский Союз умер. Украина рождается на наших глазах. Надеюсь, что у нее яркое и светлое будущее. Мне комфортно в Латвии, хотя это не идеальная страна. Глядя на Латвию, я думаю о том, как могла бы выглядеть Россия, если бы не наделала столько ошибок. У меня был фильм «Благодать» про старушек, живущих в деревне, где нет даже электричества. Люди во всем мире его смотрели со слезами на глазах. А когда я его показал своим героиням, они только что по земле не катались от смеха. Я бы хотел, чтобы и мои родственники так посмотрели «Родных». Мама первая увидела картину и перескажет остальным. Будем ждать реакции». Маме, кстати, фильм понравился. «Мы такие, какие есть, - рассказала она «МК». – Конечно, всегда думаешь, что в жизни ты гораздо красивее, чем на экране. Сама себе я не понравилась».

В конкурсе «К востоку от Запада» участвует фильм «Чужой дом» Русудан Глурджидзе из Грузии, созданный при поддержке российского Министерства культуры. Это дебют 44-летнего состоявшегося человека, работавшего прежде продюсером, снимавшего рекламные ролики и клипы. Теперь она сняла игровую картину о беженцах, рассказала историю семей в годы гражданской войны между Грузией и Абхазией в 90-е годы прошлого столетия. Люди поселяются в домах, из которых сбежали хозяева, оставив все, что у них было. И сами приезжают точно также, не имеют ничего, – только минимум вещей, которые можно унести в руках. Роль русской женщины – матери и жены в смешанной семье, сыграла Ольга Дыховичная. Это типично грузинский фильм новейшего времени – неторопливый и созерцательный, пожалуй, излишне красивый при всей нищете жизни героев. Но в нем есть атмосфера, та неповторимая киногения, которой часто не хватает российскому кино.



Партнеры