Большой фестиваль мультфильмов завершился победой маленькой собачки

Абстрактные разговоры о самых сложных вещах

Большой фестиваль мультфильмов в этом году впервые прошел в виртуальной Москве, а смотрела его вся страна. Теперь организаторы хотят продолжить эту практику, хотя переход в онлайн для многих был не прост, тем более что Россия считается пиратской страной, где украсть фильм ничего не стоит.

Абстрактные разговоры о самых сложных вещах

Однако последовало только два отказа, а в программу фестиваля вошли 206 фильмов. Никакого фестивального штаба не было. Организаторы ни разу не встречались друг с другом, работали по домам и теперь объявили, что следующий фестиваль откроется 29 октября, а вот как он пройдет — онлайн или живьем — пока неизвестно. Победила по итогам зрительского голосования картина «Удивительная история Мароны»  румынского режиссера Анки Дамиан, созданная на знаменитой французской студии. Она о собачьем счастье и человеческом мире глазами маленькой собачки со свалки, переходящей от одних хозяев к другим. Вполне человеческим голосом главная героиня скажет, что собаки тоже ощущают счастье, но не хотят, чтобы вокруг что-то менялось, а люди по незнанию всегда о чем-то мечтают.

У многих была уникальная возможность увидеть фильмы, о которых так много говорили. Фильм «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита, вошедший в шорт-лист «Оскара» и ставший в итоге рекордсменом по числу просмотров среди короткометражек, «Дочь» Даши Кащеевой, номинировавшаяся на «Оскар» и получившая его студенческий аналог, «Слушай, папа» сестер Полиектовых по повести Ираклия Квирикадзе, которую многие знают по его короткометражке «Пловец». В полном метре больше всего заходов было на картины «Ласточки Кабула» и «Прочь».

«Прочь» молодого латвийского режиссера Гинтса Зильбалодиса — история ребенка, выжившего после крушения самолета и оказавшегося на сумрачной планете, где его преследует непонятное черное существо. Мальчик совсем один и пытается выбраться из тьмы к свету. Для этого нужен всего вдох: нырнуть в бездну и вынырнуть, чтобы увидеть мир, где тебе будут, возможно, рады.  

«Ласточки Кабула» Забу Брайтман и Элеа Гобе-Мевеллек сняты по одноименной книге Ясмины Хадры (псевдоним алжирского писателя Мухамеда Мулесхула). Фильм участвовал год назад в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Афганистан под властью талибов, а в городских кафе вспоминают СССР: «Когда мы воевали с русскими, было проще. Мы знали, кто враг». Акварельной прозрачности город с живописными базарами, где женщину в парандже забивают камнями дети и мужчины по команде религиозного фанатика, провозгласившего гибель Запада. Молодая пара, получившая образование, мечтает о свободе, радуется возможности подпольно обучать детей. Их можно воспитать так, что однажды они освободят всех взрослых. Зунаира, пожалуй, слишком резка. Она в ярости от мужского мира как такового и в знак протеста не снимает паранджу (которую почему-то упорно переводчик называет чадрой) даже в присутствии супруга. Одно движение — и ее любимый Мохсен мертв, а она оказывается в тюрьме. Очень необычная картина об Афганистане, про который мы так мало знаем. Одна любовная сцена чего стоит! Она была бы невозможна в мусульманском кино, но «Ласточек Кабула» снимали во Франции.

Во многих мультфильмах живут страхи взрослых и детские тревога, а режиссеры снимают фильмы о своих отцах, оставивших семьи. Травмы не изжиты, и теперь, повзрослев, мультипликаторы пытаются рассказать детям, что такое одиночество, предательство, преодоление страха смерти.

Польская картина «Дождь» Петра Мильчарека, отмеченная в прошлом году за дебют на главном анимационном фестивали в Анси, за пять минут рассказывает гораздо больше, чем иные масштабные проекты, о массовом сознании, заставляющем людей следовать примеру других. Поток людей, напоминающих огромных рыб, хлынул с крыши по непонятной причине.

В дни фестиваля можно было встретиться с известными российскими и зарубежными режиссерами и аниматорами, например, с эстонским классиком Прийтом Пярном и его женой Ольгой. Он не только снимает кино, но и проиллюстрировал более сорока детских книг. В прямом эфире Пярн попытался рассказать о тонкостях своего дела, но это оказалось невозможно, хотя он больше 20 лет преподает. «Нет рецепта. Каждый фильм рождается по-разному», — скупо сообщил один из самых радикальных мультипликаторов современности. Его знаменитая картина «Жизнь без Габриэллы Ферри» началась с названия и трех персонажей — вора, мужа, жены, которая пропадает. И все. Во время работы над картиной Прийт познакомился во Франции со своей будущей женой и соавтором Ольгой, учившейся там в школе анимации. Идет картина 44 минуты, и, как скажет Прийт, это полный метр, созданный по правилам короткого. Нельзя так делать, но он сделал, потому что бог анимации. Родители обнимаются, параллельно готовят рыбу, которую держит в руках отец семейства. Мир черно-белый, но с цветными эротическими отметинами: розовые соски у женщины, рука у мужчины и рыба тоже с розовым пятном. Прийт считает, что анимация — это абстракция, без нее мультфильмы не получаются.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру