В красноярской колонии осужденные снимают мультсериал о своей жизни

Один из персонажей похож на супермена и читает лекции, как правильно жить

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», президентом которого почти четверть века был классик российского кино Марлен Хуциев, а затем Вадим Абдрашитов, в эти дни представляет фильмы в Красноярске. Показ мультипликации прошел в лечебно-исправительном учреждении для осужденных, которые, как выяснилось, и сами снимают анимационный сериал в колонии.

Один из персонажей похож на супермена и читает лекции, как правильно жить
Киносеанс для осужденных. Фото- Пресс-служба ГУФСИН России по Красноярскому краю

В Красноярске не раз показывались лучшие фильмы из его программы, а кинематографисты посещали колонии. Когда мы приехали, город был под впечатлением от концерта Александра Розенбаума в той же туберкулезной больнице, куда предстояло поехать и нам. Он выступал в основном перед сотрудниками уголовно-исправительной системы, перед врачами, одна из которых попросила ее ущипнуть. Кадры, как певец это сделал, обошли телеэкраны. Тогда составили список осужденных, допущенных за хорошее поведение в число слушателей, среди них были и наши зрители.

Пройдя этап проверок, сдав свои вещи в камеру хранения, мы оказались на территории Краевой туберкулезной больницы. Нам не показали соляную комнату для осужденных, как Розенбауму, который по первой профессии врач. Зато мы увидели часовню, скульптуру сестры милосердия Даши Севастопольской, фигуры оленей, которые в теплые дни зазеленеют травой. Многое сделано руками заключенных. На одной из дверей табличка заквасно-засолочного блока, где солят капусту и другие овощи для пациентов. Потом уже была возможность узнать у осужденных, как их кормят. Они дружно ответили, что хорошо. Другого ответа никто и не ожидал. Диалог был такой: «А что хорошего?» —«Макароны, котлеты нам дают».

Заходим в актовый зал. Видим только спины. Никто не оборачивается. Здесь мужчины и женщины, что возможно, наверное, только в больнице. На спинах — надписи, например, «Травма», свидетельствующая о лечении в травматологическом отделении. У кого-то перевязана рука. Кто-то из хирургического отделения. Женщины яркие — огненно-рыжие, блондинки. Краску для волос им приносят родственники. У одной осужденной необычная стрижка — две в одной. Она коротко пострижена, но часть волос спускается ниже плеч. Как выясняется, никто не запрещает «модельные» прически.

Удалось показать только три мультфильма вместо пяти запланированных. Среди них — «БоксБалет» Антона Дьякова, побеждавший в Австралии, Канаде, Италии, получивший Национальную анимационную премию «Икар», выдвигавшийся на «Оскар». В интервью «МК» Антон Дьяков сказал, что благодарен любой тетушке и бабушке, случайно увидевшей его фильм и откликнувшейся, и это вызывает у него не меньший восторг, чем номинация Американской киноакадемии. И вот его фильм о любви хрупкой балерины и здоровенного боксера посмотрела и поняла столь необычная аудитория. Тяжеловес под влиянием встречи с утонченной девушкой преображается, начинает ходить в Третьяковку и театр, отказывается принимать допинг и терпит поражение в бою.

«Синий лев» Зои Трофимовой, получивший Гран-при прошлогоднего Суздальского анимационного фестиваля, рассказывает про спасшего котенка деревенского мужичка. Его найденыш подрос, оказался синим львом, начал по хозяйству помогать. Соседи написали на деда жалобу, после чего приехали в деревню солдаты с пушкой. Пришлось старику уехать с синим львом на чужбину, туда, где обитают разноцветные львы и где готовы принять любого таким, какой он есть. Зоя Трофимова родилась в Свердловске, много лет живет и работает во Франции. Ее фильм сделан в стиле домовой северной росписи и стал актуальным в мире, где все больше людей вынуждены покидать родные дома. 

Дебютный фильм «Куда уходят папы» Алины Хабаровой посвящается всем детям, которые ищут пап, и папам, которые сбились с пути. В сознании мальчика, ставшего героем картины, отцы классифицируются по группам. Самая многочисленная из них — космонавты, ведь мамы рассказывают детям, что их отец улетел в космос. А может быть, папа захотел стать кондитером и уехал печь кексы французскому королю, а тот отправил его за решетку. Папа может танцевать на сцене Большого театра или бороться с коронавирусом, но чем бы он ни занимался, ребенок его всегда ждет.

Смотрели мультфильмы великолепно, живо реагируя на реплики, отдельных персонажей, какую-нибудь скалящую зубы героиню, на боксера. Обсуждения с нашими зрителями не получилось. Вопросов они не задают. Спрашиваю: «Как думаете, сколько снимается мультфильм?» Отвечают, что полгода. На самом деле 10 минут анимации создаются примерно два года. 17-летний «Синий лев» рождался почти пять лет. Одна из осужденных в частном разговоре сказала, что у каждого возникли свои ассоциации, что фильмы отличные, таких они еще не видели. Она тут самая боевая. И интервью пригласили давать именно ее. В разговоре выяснилось, что есть среди осужденных Сергей, который тоже делает мультфильмы, но не по два года, а в течение нескольких дней. Сергей и помогал показывать нашу программу. Просим разрешения познакомиться и посмотреть, что же он делает.

Здесь создается мультсериал для колоний. Фото- Пресс-служба ГУФСИН России по Красноярскому краю

Сергей — совсем еще молодой человек, был оператором на телевидении, осужден за наркотики, уже два года в колонии, и до 2028 года ему отбывать срок. У него, как и у каждого осужденного, есть надежда на досрочное освобождение. Нам показывают небольшую комнату, появившуюся недавно. Она оборудуется под студию. Вместе с другим осужденным (он тоже отбывает срок за наркотики), в прежней жизни занимавшимся продажей обуви, они и создают мультфильмы. Сами не рисуют, все находят в Интернете. Озвучивал мультфильмы их освободившийся друг. Теперь не знают, как работать без него, хотят даже закрыть на этом сериал. Считают, что замены нет. А снято уже 13–14 серий.

Фотографировать осужденных нельзя, разве что со спины и по особому разрешению. Мы-то вообще все сдали при входе в учреждение. На помощь приходит сотрудник пресс-службы. Спрашиваю у ребят согласия на съемку. Они готовы. Вместе смотрим их фильм. Они экранизируют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, разработанные Министерством внутренних дел. В них прописано, на что осужденные имеют право, а что делать категорически нельзя. Скажем, они должны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду. Самодеятельные мультипликаторы показывают нам свод этих правил, книжечку с яркой обложкой. Открываем, и первое, что попадается, — пункт о недопустимости передачи осужденным алкогольной продукции. Это тоже может стать сюжетом очередной серии.

Героя в мультсериале три. Один отбывает наказание, второй — сотрудник учреждения, третий — некто вроде супермена, который и одет соответствующим образом. Это назидательный персонаж, транслирующий правила поведения, объясняющий, что можно делать и что нельзя. Осужденным показывают каждую новую серию по мере готовности. У них есть свой телеканал. Они сами снимают сюжеты о своем житье-бытье, смотрят их по вечерам, обмениваются с другими колониями. Это скрашивает суровую жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29019 от 26 апреля 2023

Заголовок в газете: Мультсериал за решеткой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру