«Золотого льва» в Венеции получила Австралия

Лучшим на Венецианской биеннале стал проект «Родные и близкие» Арчи Мура, который восстановил свою родословную за 2400 поколений

Сегодня, 20 апреля, официально открывается 60-я Венецианская биеннале, которая продлится до ноября. В день открытия мирового арт-смотра международное жюри вручило награду лучшему художнику: «Золотого льва» увезет домой Арчи Мур, представитель коренных народов Австралии. Проект «Родные и близкие» посвящен его предкам-аборигенам: художник восстановил семейное древо за 65 000 лет.

Лучшим на Венецианской биеннале стал проект «Родные и близкие» Арчи Мура, который восстановил свою родословную за 2400 поколений
Павильон Австралия. Проект Родные и близкие. Победитель Венецианской биеннале

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему удалось подтвердить документально, проведя работу в архивах. Но вместе с ними на стенах написано множество имен людей, которые возможно являются родственниками Арчи Мура. Узор из букв уходит под самый потолок, верхние строчки уже не прочесть, что превращает его документальное исследование в метафору о памяти поколений.

По словам автора, он собрал семейную историю за 65 000 лет и в нее уместилось примерно 2400 колен. Помимо генеалогической росписи, на выставке представлены протоколы расследования смертей австралийских аборигенов во время колонизации региона. Листы сложены в белые короба, которые напоминают городской рельеф и в то же время конструктивистский курган, и превращаются в своеобразный мемориал людям, ставшим жертвами колонизации. 

Надо сказать, что в последние годы все острее стоит вопрос об отношении к коренным народам в Европе и Америке, деколонизация – одна из важных тем политической повестки. Так что в каком-то смысле решение о присуждении награды политическое. Что не отменяет художественной ценности высказывания Арчи Мура.

Еще одного «Золотого льва» получил Mataaho Collective – группа из четырех художниц-маори из Новой Зеландии. Они создали инсталляцию из ткани с традиционным национальным узором, которая, словно шатер, парит над зрителями. Подобные ковры обычно используются во время родов, которые принимают по особому ритуалу. Считается, что в момент рождения ребенок проходит между светом и тьмой, именно на игре света и тени построена инсталляция группы художниц. Тема их высказывания опять же связана с политикой деколонизации.

Помимо них особого упоминания международного жюри удостоился павильон Республики Косово, где Дорунтина Кастрати представила проект «Гулкое молчание металла и кожи». Это проект о неравенстве мужчин и женщин, в защиту последних. «Серебряный лев» достался молодой художнице Карима Ашаду.

Специальный приз получила Самия Халаби (1936 г.р.) — пионер арабского модернизма и одна из самых ярых защитников палестинского искусства XX века. А также молодой художник из Аргентины Ла Чола Поблет, которая, как и Арчи Мур, сосредоточена на восстановлении своих коренных связей, работает с темой деколонизации и выступает против дискриминации коренных народов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29263 от 23 апреля 2024

Заголовок в газете: На Венецианской биеннале раздали «Золотых львов»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру