Китайский мастер пепельных дел

В Москве открылась выставка скандального художника Чжан Хуана.

Нарисовать картину пеплом? Надеть костюм из мяса? Сделать из шкуры коровы лицо Будды? Скажете – невозможно! Возможно, если за дело берется художник из Китая  Чжан Хуан. Он поразил публику и власти в 90-х, когда, обмазавшись медом, уселся у туалета, собирая на теле мух. Чжану пришлось эмигрировать в Нью-Йорк. Позже он вновь вернулся на родину и нашел новый жанр: начал рисовать пеплом, остающимся после ароматических палочек. Теперь работы скандального мастера в галерее Diehl+gallery one. “МК” связался с художником.

— Вы прославились, создавая шокирующие перформансы. Эти действа — вызов современному обществу?

— Напротив. Это вызов самому себе, реакция на окружающую действительность, общество и жизнь. Работая, я стремлюсь ощутить смысл существования, прочувствовать его в прямом смысле слова.

— Чему посвящены ваши последние работы?

— В них я уделил особое внимание пеплу, используя его в своих картинах, скульптурах, постановках. Я вырезал по дереву антикварных дверей, создавал скульптуры из коровьих шкур. Самый мощный источник вдохновения я получил в Китае в 2005 году. Я путешествовал по миру и, вернувшись в Китай, аккумулировал эмоции внутри себя. Стремясь сохранить их и воплотить в жизнь, я и решил открыть свою студию. Она состоит из нескольких групп, каждая из которых занимается своим направлением: одна — работой с пеплом, другая — резьбой по дереву, третья — масляными красками. Все сотрудники моей мастерской — дипломированные специалисты художественных школ.

- Не боитесь упустить что-то по-настоящему ценное в желании охватить как можно больше?

- Студия - это маленькое общество. Каждый, кто работает здесь, привносит в неё свои идеи, делится своим внутренним миром. Мы вдохновляем друг друга. Я стремлюсь открыть в тех, кто меня окружает, истинную силу, позволить им  в работе проявить мудрость. Возьмем, к примеру, резьбу по деревянным дверям - я их называю "Двери памяти" - так вот: я выбираю картинки из старых журналов и предлагаю своим помощникам перенести их на шелк, увеличив в размере. Моё ощущение от получившегося на шелке изображения отличается от того, которое у меня было, когда я видел его же в журнале. Потом я отмечаю те места, которые стоит вырезать на дереве, а какие - оставить как есть. Никогда не знаешь, что получится в конце, и эта интрига сохраняется на протяжении всей работы над очередным творением. Ведь в ходе резки каждый из мастеров вкладывает в это дело свою душу, изменяя первоначальный замысел.

— Пепел, старые двери, шкуры коров — довольно необычный материал для воплощения творческой мысли.

— Да, все это ненужные вещи, хлам, от которого обычные люди мечтают избавиться, а я скупаю его на рынках и приношу в свою мастерскую, давая этим предметам вторую жизнь.

— Зачем?

— Все это напоминает мне о прошлом. Раньше пепел благовоний, использовавшихся в храмах, сбрасывали в море, пруд или закапывали глубоко в землю. А я хочу выставить его напоказ. Потому что он, как и другие используемые в мастерской материалы, напоминают мне о моих корнях, детстве, о деревне, где я вырос. Например, сейчас каждый раз, когда мне случается увидеть коров, я вспоминаю свое детство, ведь когда я был маленький, я практически каждый день погонял коров в своей деревне и катался на них.

— Животные часто становятся центральным образом ваших работ. А домашние питомцы у вас есть?

— В моей мастерской живет поросенок по имени Zhu Gang Qiang. Ему удалось выжить во время землетрясения, которое произошло в Китае 12 мая. Еще у нас живут два тибетских мастифа.

- На вашей московской выставке помимо объектов, есть еще и картины, сделанные в интересной технике. Расскажите о ней.

- Это работы, выполненные пеплом благовоний. Такой пепел является для меня не просто материалом. У него есть своя душа, где хранятся воспоминания и благословения. Потому что нет человека, который бы пришел в храм на встречу с Буддой, чтобы проклясть кого-то. Наоборот, люди идут туда с добрыми намерениями. Поэтому в таком пепле заключены самые искренние и светлые пожелания, такие, как желание иметь ребенка или добиться успеха в жизни. Два года назад я заказал в свою мастерскую пепел из шанхайского храма Jing An. Нет слов, чтобы передать, что я ощутил в присутствии этого пепла. Я и мои помощники склонили колени перед ним. Ведь работа с таким  пеплом - это все равно, что общение с бесконечным числом человеческих душ. Это лишает сна, это ранит до самого сердца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру