“Каренина” доедет до Ханты-Мансийска

Гендиректор ТРК “Югра” Олег Урушев: “Кризис — это депрессия”

15 января 2009 в 16:24, просмотров: 1052

В разгар перестройки выпускник филфака Пермского государственного университета Олег Урушев, успевший к тому времени поработать и фотокорреспондентом в региональной прессе, и главным редактором информационной службы на телевидении, организовал одну из первых в Западной Сибири независимых телекомпаний “СургутИнформ-ТВ”. В январе 2000 года Олег Александрович стал генеральным директором окружной телерадиокомпании “Югра”. И та и другая в разное время были признаны Национальной ассоциацией телерадиовещателей телекомпаниями года.

Сегодня “Югра” — одна из немногих успешно и динамично развивающихся региональных телекомпаний, признанных даже в российской столице. На ее счету множество “ТЭФИ”, телепроекты, которые с удовольствием ставят в эфир центральные каналы (“FM и ребята”, “Золото Югры”, “Вызов”, “Форс-мажор”, “Ненормальная”), получающие призы на престижных кинофестивалях фильмы (“Franz+Polina”) и собственный МКФ кинематографических дебютов “Дух огня”.

— Олег, насколько случайным был в свое время ваш приход на телевидение?

— В шестом классе пришел в фотокружок. Серьезно увлекался фотографией, мечтал стать или Василием Песковым, или Юрием Ростом. Хотелось научиться, как они, емко и красиво говорить с читателями и гениально при этом фотографировать. Но попытка поступить на журфак МГУ провалилась, и я пришел в редакцию областной газеты “Молодая гвардия” фотокорреспондентом. Фотодело я изучал по книге, по которой сейчас преподают во ВГИКе.

Поэтому основы светописи, которые я получил еще в пермском фотокружке, сегодня помогают мне в работе на телевидении и в кино. Я не мечтал о работе на ТВ. В Сургут приехал создавать многотиражную газету. Но не получилось. Зато на технологической смене телеэпох мы создали “Сургутские видеоновости”. Делали информационные выпуски и показывали их перед сеансами в видеосалонах, которые в то время были популярны. Эти новостные блоки и стали предтечей “СургутИнформ-ТВ”.

— Борис Годунов говорил, что царями становятся либо по понуждению, либо из тщеславия. По какой из этих причин начальником стали вы?

— Скорее по понуждению. Согласитесь, создав телекомпанию, глупо искать руководителя на стороне. Но даже возглавив “СургутИнформ-ТВ”, я продолжал бегать на репортажи и интервью как обычный корреспондент. Нас тогда всего было пять человек. Поэтому приходилось быть и директором, и режиссером, и видеоинженером, и репортером, и заниматься финансовыми делами. Выполнял и продюсерские функции. Если использовать спортивную терминологию, я был играющим тренером.

— В 2009 году вы будете праздновать юбилей. Для серьезного теленачальника 50 лет — время все еще разбрасывать камни или уже собирать?

— Думаю, что это самое время расцвета. Время обобщения накопленного опыта и применения на практике приобретенных универсальных знаний, которые позволяют сделать еще много интересного. Принято считать, что в кинематографе существует чуть более 200 киносюжетов, варьируя которые можно создавать новые и новые очень разные фильмы. Так и в жизни каждый из нас, на мой взгляд, проживает один из сценариев, написанных судьбой, но со своими вариациями. Я сценарием своей жизни вполне доволен.

— Сегодня жизнь подкинула нам очередной поворот сюжета в своем сценарии под названием “финансовый кризис”. Замораживаются новые проекты, телевизионщики и киношники оказываются без работы. Чем конкретно кризис грозит “Югре” и как вы собираетесь из сложившейся ситуации выпутываться?

— Кризис — это то, чего так долго ждали коммунисты. Это кризис капитализма как системы в принципе. Кто-то из экономистов назвал происходящее не кризисом, а депрессией. Кризис — это когда падаешь и поднимаешься. Мы все сейчас упали, а когда поднимемся, точно не знает никто. В России все усугубляется еще и тем, что русские люди не умеют жить в кредит. Только у нас в телекомпании сорок человек выплачивают чужие кредиты, в которых они выступили поручителями. Жить в кредит — великое умение. Многие наши бизнесмены, в том числе и олигархи, им не владеют.

Я знаю много случаев, когда бизнесмен брал кредит, покупал себе машину, жене — шубу, а на оставшееся открывал дело. И прогорал. А нынешний кризис показал, что в кредит не умеют жить и в Америке, и в Европе. По сути была создана большая мировая “МММ”. Произошел мировой подрыв экономической системы, люди перестали вкладывать деньги, и все — вот вам кризис. Что касается “Югры”, то у нас нет кредитов. Мы являемся по сути формой, близкой к так и не состоявшемуся в России общественному телевидению.

Кризис, конечно, коснулся и нас, но не глобально. Нам предстоит сокращение программ. Но, к счастью, пока не сокращение штатов. Нам, напротив, людей не хватает, чтобы выполнить все поставленные на ближайшее будущее задачи. Мы планируем на время отказаться от ночного эфира, хотя наша лицензия позволяет вещать круглосуточно.

— Но вы же еще и кино занимаетесь…

— Гарантирую, что те кинопроекты, которые по плану в стадии запуска и работы, заморожены не будут. Это в первую очередь уже готовая экранизация “Анны Карениной” и “2АССА2” Сергея Соловьева, презентация которых состоится на фестивале “Дух огня” в феврале 2009 года. Фильм “Голова на плахе” — историю Александра Меньшикова, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга, — снимает Павел Чухрай по сценарию Александра Миндадзе и Веры Ефремовой. Совместно с Георгием Данелией продолжаем работу над полнометражным мультфильмом “Кин-дза-дза-дза”. Олег Фесенко заканчивает снимать сагу “Лед: Легенда о хантах Югры”, музыку к которой согласился написать за скромную кризисную сумму кинокомпозитор с мировым именем Ян Качмарек. У этого фильма в Америке даже нашелся инвестор, готовый вложиться в постпродакшн. Все фильмы, которые назвал, выйдут на экраны в сезоне 2009—2010 годов. Новые проекты, к работе над которыми не успели приступить, остановлены. Но они из разряда таких, что нет их — ну и нет, и нечего вспоминать.

— Вы — телеакадемик. Поэтому наверняка имеете свою оценку еще одного кризиса, разразившегося в 2008 году в Российской телеакадемии.

— Да это не кризис. Мне совершенно непонятны разговоры на тему: “ТЭФИ” умерла, “ТЭФИ” не будет. Это все просто мелкие амбиции тех, кому когда-то чего-то не дали. Надо быть профессионалами в первую очередь. Каналы, которые в этом году проигнорировали вручение премии “ТЭФИ”, вероятно, уже забыли, что были годы, когда они “снимали урожай” из восьми призов за один телепроект. Да и в прошлом году — представители канала игнорируют церемонию, а его сериал получает четыре статуэтки! (Имеется в виду сериал “Ликвидация”, выдвинутый на соискание “ТЭФИ” компанией-производителем. — Прим. ред.) Важно, что фильм действительно профессиональный, заслуженно получил награду, а остальное — пустые обиды. Чего они добились? Того, что другой проект другого канала взял в отсутствие конкуренции “ТЭФИ” в шестой раз? Все в нашем мире субъективно.

— А уход Владимира Познера с поста президента телеакадемии пойдет АРТ на пользу или во вред?

— Владимир Владимирович — профессионал высшей пробы. То, что он делает на ТВ, достойно уважения. Познер — пионер. Благодаря ему появились первые телемосты, из которых мы узнали, в частности, что в СССР есть секс. Познер сам принял решение об уходе. Да и у нас в академии по сравнению с Союзом кинематографистов — идеальная ситуация.

— Вам наверняка не раз предлагали перебраться в Москву?

— А мне это не нужно. Я и так в столице бываю регулярно, когда есть нужда. А в “Югре” я сделаю гораздо больше. Мы сейчас можем производить такой телепродукт, который в Москве идет на ура. Наши кадры востребованы на столичных центральных и дециметровых каналах. Самый яркий пример — продюсер Слава Муругов. Мы с ним семь лет назад обили немало телепорогов, предлагая синопсис сериала “Солдаты”. Никто не давал эфира. Говорили: “Да эти страсти в погонах неинтересны зрителю”. Сегодня сериал имеет завидные рейтинги и конца ему не видно. Вообще, я уверен — российский кинематограф будет прирастать российской провинцией. За последние годы сколько сценаристов и режиссеров вышло из глубинки? Братья Пресняковы, Алексей Иванов, Кирилл Серебреников, Иван Воропаев, Петр Буслов и многие-многие другие…



Партнеры