Богоматерь отправят к олигархам?

Новый скандал разгорелся вокруг древнерусской иконы

Новый скандал разгорелся вокруг древнерусской иконы
Судьбу торопецкой Богоматери Одигитрии, которая с 1930 года хранилась в Русском музее, решали вчера на совещании в Министерстве культуры. Древнюю святыню может постигнуть судьба знаменитой Троицы — икону собираются передать на временное хранение в собор Александра Невского, что находится в дорогом коттеджном поселке Княжье Озеро на Новорижском шоссе. Реставраторы Русского музея протестуют: икона очень хрупкая. Чем может разрешиться новый конфликт РПЦ и музейного сообщества, узнал “МК”.

Пока связь между торопецкой святыней и храмом-новоделом только одна — это директор крупной строительной компании Сергей Шмаков. Бизнесмен в 2006 году развернул бурную благотворительность в Торопце: спонсировал строительство районной больницы, спортклуба и золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора. Именно Сергей Шмаков занимается проектом Княжье Озеро. Проживают там, к слову сказать, люди весьма не бедные: стоимость некоторых коттеджей доходит до пяти миллионов долларов.  

История образа Богоматери Одигитрии началась, по мнению некоторых исследователей, в ХIII веке в Полоцке. Тогда Ефросинья Полоцкая построила там два монастыря, посвященных Богоматери. И есть предположение, что именно в это время иконописец из Пскова написал выносную икону. С одной стороны был образ Николая Чудотворца, с другой — Богоматери Одигитрии. Живописное изображение Чудотворца давно осыпалось. А сохранившееся изображение Богоматери весьма хрупкое. Собственно, икона до того, как переехать в Русский музей, хранилась в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе.
На сегодняшний момент Минкульт занял довольно твердую позицию — никакой передачи иконы быть не может, речь идет лишь о временном экспонировании ее в новом храме. И главное, на совещании создана рабочая группа из экспертов, реставраторов и хранителей, которая должна определить “физическое” состояние святыни и возможность ее транспортировки.  

Директор музея Рублева Геннадий Попов:

— Все, что мы имеем в музеях, — это “рухленные” иконы. То есть те, что складывались в сараи, как в дом для престарелых. Музеи донесли до нас то, что могли донести: от древнего наследия осталось лишь 2—5%. Считаю, что везти икону немыслимо. Особенно учитывая наши дороги. Этот вопрос связан еще и с будущими поколениями. Поэтому должна быть ответственность. С иконой Троицы победил здравый смысл не только реставраторов, но и самой Сергиевой лавры. Остается надеяться, что в этой ситуации последнее слово останется за специалистами и реставраторами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру