Еврейский вопрос решен оперным путем

“Иудейка” в Михайловском театре

“Иудейка” в Михайловском театре
Опера Жака Галеви “Иудейка”, известная в России под неполиткорректным названием “Жидовка”, поставлена в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре. Не обошлось без выплеска адреналина: в день премьеры сообщили о якобы заложенной бомбе в театре. Информация, к счастью, не подтвердилась. Но “Иудейка” и сама по себе культурная бомба: большая французская опера у нас — экзотическая редкость.  

Настоящее имя Жака Галеви — Элеас Леви. Выдающийся французский композитор, учитель Гуно и Бизе, был сыном кантера синагоги. И это важно, потому что сюжет оперы на либретто драматурга Скриба был для него не случаен. Исторический контекст оригинала — XV век, швейцарский город Констанс, принцы и кардиналы — вряд ли сегодняшние французы и швейцарцы хорошо представляют, о чем все это. Что же говорить о россиянах. А потому режиссер Арно Бернар прибегнул к избитому, но в данном случае совершенно оправданному приему: перенес действие в 30-е годы ХХ века. Так что мы видим ортодоксов с пейсами у стены плача, нацистского орла на флагах, желтую звезду Давида. И сюжет Скриба от этого не только не пострадал, но принял внятные для сегодняшнего зрителя черты: страдание еврейской общины, гонимой не просто христианами, а христианами, зомбированными нацистскими идеями.  

Интернациональный коллектив постановщиков — режиссер Арно Бернар, художник Герберт Мурауер, дирижер Петер Феранец, внимательно пропустив через себя все возможные прочтения, сделали современный спектакль о том, что фанатизм, в какой бы конфессии или идеологии ни процветал, губителен для личности и для любви. И подсказала это сама партитура Галеви — вокальные партии не делят персонажей на “хороших” и “плохих”. И даже деталь в костюмах (Эва Марейке Улих) подсказывает — сходство преобладает над различием.  

Музыка Галеви очень профессиональна, грамотна, правильна. Может быть, не хватает чего-то индивидуального, своеобразного, что было потом у его талантливых учеников. И все же при некоторой причесанности и банальности этой музыке не откажешь в мелодичности и красоте. Дирижер Петер Феранец вел оркестр мудро и аккуратно, не усердствуя в излишнем драматизме и избегая ложной сентиментальности.  

Певцам из-за переноса премьеры пришлось петь два дня подряд. Особенно нелегко было тенорам — Вальтеру Борину (Элеазар) и Джану Луке Пазолини (Леопольд). Но даже некоторые технические потери не лишили исполнителей главного: страстности, актерской убедительности, музыкальности. Очень эмоционально сыграны и женские роли — Мария Хосе, Сири в партии Рахили создала сильный и глубокий образ. Не слабее проявила себя и лиричная Наталья Миронова (Евдокия). Гарри Питерс в партии кардинала Де Броньи был хорош и драматичен и как певец, и как актер. Особенно хочется отметить высокий уровень хора, играющего немалую роль в создании атмосферы спектакля.  

К числу недостатков можно отнести, как ни странно, естественное желание постановщиков сократить материал, а потому купировать некоторые сцены, в т.ч. балетные. Современный зритель отвык проводить в опере по 5 часов. И все же… Публика, которая отнюдь не спешила покинуть Михайловский дворец, красивый и настоящий в сравнении с безвкусным московским новоделом, с удовольствием посмотрела бы балетные сцены с музыкой Галеви. Уж большая французская опера, так большая французская опера. Поверьте…  

Санкт-Петербург.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру