Пушкинский музей и Эрмитаж озабочены пульсом Путина

Михаил Пиотровский наотрез отказался возвращать «московскую коллекцию» в ГМИИ и покритиковал Ирину Антонову за то, что она втянула в спор президента

Идея возвращения части коллекции Морозова-Щукина из Петербурга в Москву не дает покоя Ирине Антоновой. После того, как директор ГМИИ им. Пушкина подняла этот вопрос на «прямой линии» с президентом, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский поспешил собрать пресс-конференцию в Петербурге, где еще раз твердо обозначить свою позицию. Он настаивает на неприкосновенности музейных фондов в том виде, как они исторически сложились к настоящему времени. Однако и г-жа Антонова непоколебима. Она в ответ устроила встречу с журналистами в Москве, где предложила воссоздать Музей нового западного искусства в Институте философии, здание которого сейчас находится на балансе Пушкинского музея.

Михаил Пиотровский наотрез отказался возвращать «московскую коллекцию» в ГМИИ и покритиковал Ирину Антонову за то, что она втянула в спор президента

Мы готовы отдать здание нашего комплекса, бывшую усадьбу Голицыных, под воссоздание Музея нового западного искусства. Пусть он получит самостоятельный статус, независимый от ГМИИ. Неважно, кто будет управлять музеем, главное – вернуть коллекцию. Очень жаль, что сейчас она разрозненна. Нужно восстановить историческую справедливость, - заявила Ирина Антонова на встрече с журналистами.

Директор ГМИИ и раньше предлагала отдать здание усадьбы Голицыных на Волхонке под воссоздание Музея нового западного искусства (ГМНЗИ), ликвидированного в 1948 году по приказу Иосифа Сталина. Собрание музея, куда входили работы Матисса, Сезанна, Моне, Ренуара и Дега из национализированных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, после расформирования ГМНЗИ были разделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. И вот уже несколько десятков лет Ирина Антонова выступает за воссоединение «московской коллекции».

Бывшая усадьба Голицыных с 2009 года находится на балансе Пушкинского музея и ждет реставрации, как и весь ГМИИ. Сейчас ее занимает Институт философии РАН. В учреждении работает 285 научных сотрудников, которые готовы покинуть его, как только закончится ремонт в здании на Гончарной улице, куда институт должен переместиться. После того, как это случится, Ирина Антонова предлагает сделать в нем подобие парижского Центра Помпиду или нью-йоркского МоМА. Причем, переместить туда не только спорную коллекцию, но и работы отечественных художников, например, Петра Тышлера и Натальи Серебряковой. На вопрос, не лучше ли, чтобы избежать конфликта с Эрмитажем, передать оставшуюся в Москве часть коллекции Морозова-Щукина Петербургу, Антонова отвечает: «Если мы передадим коллекцию в Эрмитаж, это все пойдет в запасник. Они не нуждаются в этих вещах. Тем более, что собрание слишком московское и, думаю, передача этой коллекции Эрмитаж не обескровила бы».

Правда, сколько бы не увещевала Ирина Александровна, мнение Михаила Пиотровского ей, похоже, изменить не удастся. Он еще до московской пресс-конференции Антоновой заявил, что «мы должны быть неприкосновенны» и выразил мнение, что президента не следовало впутывать в эту историю. Однако в ходе «прямой линии» Владимир Путин пообещал держать руку на пульсе, но оставить решение вопроса за профессионалами.

Кстати говоря, в день пресс-конференции Ирины Антоновой, посвященной спорной коллекции, 29 апреля, ГМИИ им. Пушкина объявил о новых поступлениях в музей. Оказывается, в 100-летний юбилей музея, отмечавшейся в прошлом году, Пушкинскому подарили 20 работ: живопись и графику Валентина Серова, Ильи Машкова, Татьяны Мавриной, Петра Покаржевского и других авторов. А также в ГМИИ поступило полотно 1620-х годов «Св. Марк» Франса Халса — недавно обнаруженная картина из серии «Евангелисты».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру