Суверенный ангольский «лев»

Лучшие проекты 55-й Венецианской биеннале

После нескольких дней предпоказа жюри определилось с победителями 55-й Венецианской биеннале: лучшим национальным проектом признан павильон Анголы, где свою выставку «Энциклопедический город» представил Эдсон Чагас, а лучшим художником из числа участников основного проекта стал Тино Сегал. «Серебряного льва», предназначенного для молодого художника, отдали француженке Камиль Энро. Энциклопедический подход, заданный куратором биеннале Массимилиано Джони, в выборе победителей проследил «МК».

Лучшие проекты 55-й Венецианской биеннале

На 55-й Венецианской биеннале 88 стран официально представили свои национальные павильоны, хотя по сути павильонов больше, ведь некоторые, как, например, выставка Казахстана, — только репетиция официального участия в арт-форуме. Старейшие павильоны, среди которых и российский (он в этом году отмечает свое столетие), находятся в Садах Джардини, а новые — разбросаны по Венеции. Национальный павильон Анголы расположился в дворце Витторио Чини, графа, который в середине ХХ века отреставрировал один из символов Венеции — собор XVI века Сан-Джорджио Манджори, и собрал благородную коллекцию художников Возрождения, фарфора, слоновой кости. В нем-то выставлено собрание Чини, художник Эдсон Чагас сделал дебютный проект своей страны.

Выставка «Энциклопедический город» (имеющая также второе название «Найдено, не забыто») — это 23 крупномасштабные фотографии, запечатлевшие объекты, «живущие» на улицах столицы молодого государства города Луанда. Это, например, деревянная лавочка, кажется, сколоченная из досок ну очень старого сарая, или разодранное кресло, валяющееся на боку. Словом, мусор, найденный и каталогизированный художником. Свой проект Чагас величает «урбанистической картографией, которая смешивает документальность и поэтику реконструкции: новый способ наблюдения энциклопедического богатства, пространств вокруг нас и, возможно, новый способ их заселения». За этими туманными формулировками стоит современное лицо города, на протяжении нескольких столетий являвшегося крупнейшим центром работорговли (было вывезено больше 3 млн.рабов). Ангола освободилась из-под иностранного гнета намного позже, чем потомки африканцев, вывезенных поневоле в Европу и Америку. В 1975 году Ангола получила суверенитет. А в 2008 году столицу республики Луанда признани самым дорогим городом в мире, при том, что абсолютное большинство ангольцев живут в крайней нищете.

Зато иностранцы в Луанде раскатывают на дорогих авто и занимают шикарные апартаменты — все оттого, что зарубежные компании добывают нефть и алмазы на территории страны. Зная это, текст художника об «энциклопедической сложности» города, где присутствуют «непримиримые пространства», уже не кажется таким уж абстрактным. Перед нами энциклопедия нищеты и ресурсного рабства, которое постоянно присутствует в современном мире и о котором так непросто вспоминать на родине Возрождения, и особенно в интерьерах графского дворца.

Лучшим художником из числа участников основного проекта биеннале, озаглавленным «Энциклопедический дворец», стал Тино Сегал. Несмотря на свои 36 лет, Сегал уже весьма именитый художник. В 2005 году он стал самым молодым автором, представившим национальный павильон Германии на Венецианской биеннале. А в этом году вошел в четверку финалистов премии Тернера, одной из самых значимых арт-наград в мире. Сегал — сын индийца, родился в Лондоне, рос в Дюссельдорфе, Париже и недалеко от Штутгарта. Учился экономике и танцу. Но решил перенести театральное действо со сцены в музей. Свой метод он называет «конструирование ситуации». Самая знаменитая его «конструкция» называется «Поцелуй» — ее принято связывать с одноименной скульптурой Огюста Родена: в музее неожиданно для посетителей двое начинают страстно целоваться, катаясь по полу так, словно прямо сейчас готовы заняться сексом.

Во время разыгрывания таких «ситуацией» для автора самое главное, чтобы обычные посетители не подозревали, что они становятся свидетелями или участниками арт-действа. К тому же Сегал запрещает как-либо документировать эти перформансы. Для Венецианской биеннале художник придумал «ситуацию», в которой один человек танцует, другой поет. По мысли автора, так «гиды» (как он называет актеров, которые претворяют его задумки в реальность) «интерпретируют танец и песню как инструмент передачи знаний, мифов и культуры». Такая своеобразная энциклопедия момента не осталась не замеченной жюри арт-форума.

«Серебряного льва» увозит во Францию 35-летняя художница Камиль Энро, показавшая проект «Огромная усталость», основанный на исследовании архивов музея Смитсоновского института в Вашингтоне. Художница ставила перед собой глобальную задачу: «заключить в капсулу все человеческие знания, мирские и духовные». Она выглядит не так уж и юно на фоне остальных победителей биеннале, несмотря на то, что была поощрена как молодой автор.

Почетного упоминания удостоены павильоны Литвы и Кипра, а также павильон Японии, показавший проект Коки Танака, посвященный Фукусиме. Проект российского художника Вадима Захарова, который представил в нашем национальном павильоне выставку «Даная», отмечен не был, хотя на раздаче «Львов» многие прочили ему успех.

Венеция.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру