Деятели культуры против Центра искусств Гергиева

На встрече с Владимиром Мединским они выступили против этой инициативы

20 сентября 2013 в 18:51, просмотров: 4782

На встрече, которую в амфитеатре концертного зала Чайковского организовал Минкульт, присутствовали руководители федеральных творческих организаций. Владимир Мединский собрал их, чтобы обсудить будущие планы и устроить открытые обсуждения, на которых каждый желающий может высказаться о насущных проблемах. Самой острой для собравшихся оказалась идея Гергиева о создании Национального центра искусств.

Деятели культуры против Центра искусств Гергиева
фото: Наталья Мущинкина

Министр культуры перечислил некоторые кадровые перестановки, коснувшиеся театров и цирков, и обозначил возможные планы на будущее.

— В следующем году предполагается снижение налоговой нагрузки на театры, музеи, библиотеки. Будут введены поправки в сфере налогового законодательства по освобождению от НДС при получении артистами выручки за рубежом. Также до конца ноября будет введен соответствующий законопроект, касающийся виз для иностранных гастролеров. Большое внимание мы уделяем гастрольной деятельности, особенно в регионах: речь идет о спектаклях, основанных на серьезном репертуаре. Поэтому мы хотим в следующем году увеличить финансирование гастрольной деятельности театров. Сделать это на 100 процентов тяжело, поэтому мы обращаемся к вам, чтобы вы тоже искали спонсоров. Если есть кто-то, готовый покрыть часть расходов, мы будем охотнее идти на софинансирование. Что касается конкурса для творческих работников, находящихся на трудовом договоре, который планируем проводить раз в пять лет... Мы думаем о том, чтобы сделать исключения для народных артистов России, — они и так уже все доказали. Реформирование системы грантов — тема болезненная. С 2016 г. эта система прекратит существование в своем нынешнем состоянии. Мне стоило большой личной крови сохранить ее до 2016 года.

Первым взяв микрофон, Эдгард Запашный верно заметил, что вскоре к нему будет не подобраться. Как представителя циркового искусства артиста волнует вопрос о защите авторских прав. Поэтому он считает необходимым введение инициативы о запрете фото- и видеосъемки в учреждениях культуры. Плюс к этому необходимо ввести контрактную систему отбора кадров, которая бы позволяла удерживать артистов в России: много лет российский цирк за счет государства готовит специалиста, а он вскоре уезжает за границу.

Далее Мединский затронул болезненную для многих тему: идею Гергиева о создании Национального центра искусств, который бы объединил Мариинку, Академию русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств. Начиная с ректора Санкт-Петербургской консерватории, деятели культуры выступали против этой, как они выразились, контрпродуктивной идеи Валерия Гергиева.

Предложив такие собрания устраивать почаще, министр культуры наверняка вскоре пожалел о своих словах: обсуждение получилось очень бурным и эмоциональным.

— Эта идея абсолютно контрпродуктивна! — возмущается ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гантварг. — Он (Гергиев. — М.Л.) просто не понимает до конца разницу между консерваторией и творческим процессом, осуществляемым в театре. Консерватория учит, воспитывает, готовит. Мариинка продвигает и дает людям возможность развиваться дальше. Наш ученый совет настроен против этого проекта. И если этот проект будет реализован, то потеряем лучшую и старейшую консерваторию мира!

— Речь идет не об административном учреждении в одно лицо, — парирует Мединский. — Это некий холдинг, который координирует работу...

— Да зачем?! — раздаются шепоты в зале.

— Любая надстройка, которая будет висеть над нами, нам не нужна! — продолжает ректор. — Консерватория была создана 150 лет назад, и она показала абсолютную самостоятельность!

Под громогласные аплодисменты собравшихся слово берет Татьяна Доронина.

— Каким образом человек, который, может, и является большим дирижером, определяет степень подготовки мастеров либо такую подробную и разнообразную систему в консерватории? Он что, разбирается в хореографии? Состояние Мариинки стало несравнимо хуже: хуже танцуют, там неудобно быть — протиснуться в зале невозможно. Необходимо учитывать ценность консерватории и Ленинградского хореографического училища. Не дай Бог, если эта глобализация коснется таких великих учреждений, коими являются Мариинка, Санкт-Петербургская консерватория, хореографическое училище…

Худрук Малого театра Юрий Соломин поддерживает петербургских коллег:

— Меня пугает Москва — сейчас идет убирание слова «театр». Сейчас — Центр культуры, музыки — это плохо закончится! Как можно объединять необъединимое, крокодила с козой?! Коллектив не трогайте, пугать театры не надо…



Партнеры