Транквилизация рая и ада

Художник Богдан Мамонов погрузил Музей современного искусства в свою философию

22 января 2014 в 17:10, просмотров: 2386

Направо пойдешь – в рай попадешь. Налево пойдешь – в ад попадешь. Именно такой непростой выбор предстоит сделать посетителям выставки Богдана Мамонова «Транквилизация памяти». Сами того не подозревая, посетители музея оказываются втянутыми в самое настоящее путешествие – тур по «волнам памяти». Причем, не по воспоминаниям самого Мамонова, как может показаться из названия проекта, а его прадеда Григория Шпейера. Это стереоскопические фотографии, их живописные копии и небольшие фильмы из его архивов.

Транквилизация рая и ада
фото: Мария Лазарева

Зрителю предстоит пройти через 13 залов-миссий. Можно, ни о чем не волнуясь, просто переходить из зала в зал, рассматривая стереоскопические фотографии, рисунки и фильмы. Но лучше все-таки делать это так, как было задумано самим художником: стоит только заглянуть в карту – ее на входе вручают каждому посетителю. Итак, благодаря полукруглой форме выставочного пространства музея на выставку ведут два пути: это рай и ад. Да-да, вам необходимо сделать выбор: играете вы на светлой или темной стороне. Богдан Мамонов спроектировал выставку так, что два крыла здания отсылают зрителя к одному или другому «полюсу». Но, попадая в любой из них, так сразу и не скажешь: оказался ли ты в царстве Аида или же в Эдеме.

фото: Мария Лазарева

Примечательно, что отдельные части этого проекта уже побывали в галереях Европы, США и России – здесь же мозаика приобретает завершенный вид. И художник сразу же кидает своих гостей на Страшный суд – так называется рисунок автора, созданный им в двенадцатилетнем возрасте. – Мой страшный суд – не дань памяти и не украшение входа, – говорит Мамонов. – Эта картина – ключ ко всей выставке. У вас есть выбор – куда пойти? Что вы ищете: рай или ад? Но куда бы вы ни повернули, направо или налево, вы все равно окажетесь перед ним – портретом.

Этот светловолосый мальчик с деревянным пистолетом в руках – бдительный страж. Буравит взглядом каждого посетителя, наставив на него курок. Балуется ли он детскими забавами или затеял игру посерьезнее – непонятно. Но, как известно, «если на сцене висит ружье, оно обязательно выстрелит»…

фото: Мария Лазарева

Успешно обойдя «оруженосца» вы попадает в мир прадеда Мамонова – немецкого инженера, строителя железнодорожных мостов в Коломне. Он одним из первых в стране начал заниматься стереоскопической фотографией. И именно таксифот, аппарат для просмотра подобных снимков, можно увидеть во втором зале. Небольшой аппарат, стоящий на столе, находится в рабочем состоянии – с помощью него каждый может посмотреть на старые «3D фотографии». Некоторые уголки выставки погружены в кромешный мрак – там демонстрируются видеофрагменты из архивов прадеда. В разных залах гость сталкивается с портретами самого Шпейера, фрагментами созданной им идеальной семьи. Есть и живописные работы – своеобразные обработки Мамонова сделанных когда-то прадедом фотографий. Например, мальчик с козой, выполненный в черно-белой гамме, находится рядом с такой же работой, но прорисованной уже в зеленовато-белых тонах. А вот взрослые мужчины ведут себя как дети – играют в чехарду. В одном из залов зритель знакомится с Фаиной – дочерью Шпейера. «Фаина кушает клубнику со сливками» – гласит табличка около работ: это как фотокадры, так и их живописные копии. И вот, наконец, рай – семь полотен с изображением спящих людей: начиная от младенца, заканчивая взрослыми женщиной и мужчиной, – семь детей автора. Только художник советует быть осторожным и обратить внимание на стены около задремавших: может, там изображено то, что им снится? Заснеженный лес и фантастическая птичка, которая отчаянно пытается улететь прочь…

фото: Мария Лазарева



Партнеры