Женщина без признаков истощения

“Пассажирка”: кино про настоящих моряков

15 августа 2008 в 16:02, просмотров: 420

Ослепительно синее море, великолепное парусное судно, бравых моряков и красавицу, случайно попавшую на военный корабль, из рассказа известного русского писателя XIX века Константина Станюковича “Пассажирка” теперь можно увидеть на экране. В одноименном фильме Станислава Говорухина, который участвует в главной конкурсной программе VI фестиваля отечественного кино “Московская премьера”, одним из организаторов которого является наша газета, — “Великолепной семерке “МК”.

Экранизировать свой любимый рассказ Говорухин задумал еще в 1968 году, во времена дружбы с Владимиром Высоцким и Мариной Влади. Ей и предназначалась главная роль — обворожительной пассажирки, которая совершает путешествие из Сан-Франциско в Гонконг на военном корабле. А на роль хорошенькой горничной Аннушки Говорухин собирался пригласить молодую Наталью Гундареву. В тогдашнем министерстве кинематографии молодого режиссера не поняли, сценарий сочли безыдейным и даже вредным. Но у Станислава Сергеевича стальная воля, он, как пел когда-то Высоцкий, “если уж чего решил, то выпьет обязательно”. То есть непременно сделает то, что задумал. Сегодня выясняется, что в “безыдейной” истории заложено очень много совсем не пустякового смысла.

— Современные дети, да и взрослые книг почти не читают, — констатирует Станислав Сергеевич. — А раз так, кто им расскажет, каким был русский флот, что такое настоящие честь и достоинство морского братства, каким уважительным и восхищенным может быть отношение к женщине? В рассказе Станюковича все это есть, недаром я мысленно возвращался к нему на протяжении сорока лет.

Чтобы ожил на экране военный корабль “Смелый”, пересекающий океан в 1882 году, нашли современное, великолепно оснащенное судно “Крузенштерн”. Все его помещения отделали деревом, натянули белоснежные паруса и канаты, отыскали необходимые старинные предметы обстановки. Художник-постановщик Валентин Гидулянов, с которым Говорухин работает и дружит еще с тех пор, когда оба трудились на Одесской студии, сотворил чудо. Корабль словно приплыл к нам из далекого XIX века. Команда на нем подобралась серьезная. Русских офицеров и моряков от всей души, явно наслаждаясь своими ролями, изобразили Сергей Никоненко, Федор Добронравов, Петр Зайченко, Сергей Баталов и Роман Мадянов. Щеголеватого и очень строгого капитана сыграл великолепный, как всегда, Виктор Сухоруков.

Это суровое мужское братство взволновалось как бурное море при появлении нежданной гостьи. Недаром морская мудрость гласит: женщина на корабле — быть беде. Из-за прекрасной пассажирки один молодой мичман вызвал другого на дуэль, и даже испытанные морские волки наперебой стали предлагать ей руку и сердце. 

— Такую настоящую русскую красавицу найти трудно, — рассказал Станислав Говорухин. — Селедки одни кругом, изнуренные диетами. Сегодня ведь идеалом красоты, особенно среди актрис, считается последняя степень истощения. Нашли Анечку Горшкову, она не актриса, но красавица настоящая, пленительная, с той самой статью, которая так волнует мужчин.

Ирина Пегова, сыгравшая кокетливую горничную Аннушку, тоже из породы русских красавиц. С Маратом Башаровым в роли влюбленного матроса Чижикова они составили прекрасную комедийную пару.

Говорухин — режиссер внимательный к деталям и подлинности происходящего, оттого у него получился фильм, на котором отдохнут душой те, кто с упоением и любовью смотрит дорогие сердцу советские фильмы. Ему противны современный унисекс и убогая простота отношений. Он показывает в “Пассажирке” мужчин, которым знакомы слова “честь” и “долг”, и женщин, прекрасных своей женственностью и тонкими чувствами. Он по-прежнему верен своим идеалам. Как поется в песне Владимира Высоцкого: “Значит, нужные книжки он в детстве читал”.



Партнеры