У кого летом снега выпросить

“МК” узнал, сколько стоит искусственная вьюга

15 августа 2008 в 16:01, просмотров: 1008

Когда Эльдар Рязанов снимал “Иронию судьбы”, неожиданно началась оттепель, и вместо настоящего снега ему пришлось довольствоваться бумажными снежинками. 30 лет спустя Тимур Бекмамбетов в продолжении культового фильма столкнулся с похожими трудностями: на улице минус 30, а в воздухе — ни снежинки. К счастью, сегодня с помощью снежных спецэффектов изобразить в кадре зиму не составляет большой проблемы. Даже если на дворе лето.

— Парадоксально, но летом искусственный снег делать проще, чем зимой, — рассказал “МК” Дмитрий Коричнев — руководитель одной из самых крупных студий спецэффектов в России. — Ведь “снег” — это вода плюс целлюлоза. И при минус 25 нужен специальный нагреватель, который не позволяет воде замерзать.

В распоряжении заказчиков Коричнева более 20 видов искусственного снега. На все случаи жизни. Основные виды — пластиковый, полимерный и бумажный. Бумажный используется в основном для “замораживания” больших площадей на общем плане и для покрытия деревьев и крупных поверхностей. Если нужно создать на экране снежный покров с эффектом морозного похрустывания или слякоть от подтаивающего снега, используется полимерный материал. А для изображения падающего снега лучше пластика не найти. При этом качество искусственных осадков, поставляемых напрямую из Великобритании, позволяет смело заявить: на экране настоящую зиму от созданной искусственно не отличить.

Снеготехникам занести снегом Москву и по самые кремлевские звезды не проблема. Все зависит от разыгравшегося воображения заказчика. Сергею Соловьеву в “Анне Карениной” достаточно было лишь припорошить железнодорожные вагоны и покрыть дороги специальным синтепоном. А вот создателям телевизионного фильма “Ленинград” снегом пришлось устелить целую улицу.

Для Никиты Михалкова на съемках “Сибирского цирюльника” в искусственном снегу утопили всю Красную площадь. Кстати, Дмитрий Коричнев заявил, что все разговоры, будто снег у Михалкова имитировали с помощью нескольких тонн обычной поваренной соли, — не более чем легенда. Даже в советское время никому бы не пришло в голову снег в кадре заменять солью. Тогда для этого в основном использовалась пожарная пена. Но состав, используемый при пожаротушении, вреден для здоровья, потому что выжигает кислород и затрудняет дыхание.

Сегодня все используемые для создания зимы в России материалы безвредны для людей и окружающей среды. Включая только осваиваемый российскими мастерами киноспецэффектов новый материал — моделируемый пластик.

К слову, о лицах актеров. Кроме глобального заснеживания огромных пространств в обязанность снеготехников входит и декорирование по мелочам: сосульки на крыше, эффект обморожения рук и лиц. Что при этом чувствуют сами актеры, “МК” рассказала Валерия Ланская, сыгравшая главную роль в романтической комедии “Тариф Новогодний”. Как понятно из названия, в фильме должно было быть много пушистого снега. Для сцены празднования Нового года режиссер картины Евгений Бедарев запланировал два съемочных дня на Красной площади в начале марта, когда на улицах Москвы еще лежит снег. В первый день все прошло прекрасно, а на второй — небо разразилось ливнем, который смыл весь белый покров. Следующая возможность попасть на Красную площадь съемочной группе выпала уже летом.

— Это был настоящий форс-мажор, — вспоминает Валерия Ланская. — Сначала я и не подозревала, что часть зимних сцен придется доснимать летом. Ведь начали работу мы еще в феврале. Конечно, мне было интересно смотреть за работой техников, как они посыпали улицы снегом из специальных пушек, гримировали нас, актеров, “под зиму”. Но и ходить в шубе и пальто, когда люди мимо идут в джинсах и футболках, — сомнительное удовольствие… К счастью, мы снимали по ночам, так что было не так жарко.

— Тяжело, наверное, было изображать из себя замерзающую, когда на термометре температура со знаком плюс?

— Конечно, временами было неприятно. Мало того что зимняя одежда, так у меня еще была накладка-парик — волосы по пояс. В глазах линзы, которые постоянно ломались. Голове жарко, в глазах все плывет… Но в целом было очень весело. Хотя лично я ничего не имею против еще одной зимней роли. Даже если съемки будут проходить в разгар лета.

Поразительно, но искусственный снег киношники все чаще используют и в холодное время года. Всему виной погодные аномалии: зима последние два года на большей части России выдается хоть и морозная, но бесснежная. На первый взгляд кажется, что гораздо проще всегда снимать только с искусственным снегом вместо того, чтобы месяцами дожидаться нужной погоды. Но все упирается в высокую стоимость снежных спецэффектов. В среднем слой снега высотой 2 см на пространстве 5 на 5 метров обходится продюсерам фильма в 1000 долларов. Но цена варьируется в зависимости от многих условий. Например, если дует сильный ветер и снег нужно постоянно обновлять или режиссеру нужен более толстый покров, это, само собой, отражается и на цене.



Партнеры