Операция «Оскар»

Бен Аффлек и другие претенденты на самую популярную кинонаграду в мире

«Оскар» нынче переживает немало трудностей. Несмотря на постоянные попытки омолодить телевизионную аудиторию, вроде экспериментов по переодеванию Джеймса Франко в Мэрилин Монро, телевизионные рейтинги не торопятся идти вверх. А именно дорогая реклама во время телетрансляции премии во многом окупает киноманское пиршество в кинотеатре «Кодак». Да и с Большими Американскими Фильмами, ради коронации которых когда-то все и затевалось, в последние годы приходится туго. Но это не отменяет того факта, что «Оскар», празднующий в этом году 85-летие, по-прежнему остается самой популярной кинематографической премией мира.

Бен Аффлек и другие претенденты на самую популярную кинонаграду в мире
''Операция ''Арго''

Главную золотую статуэтку в последние пять лет успели получить англичане (как это произошло с Томом Хупером и «Король говорит»), французы (Мишель Хазанавичус, покоривший весь мир черно-белым оммажем немому кино «Артист») или звезды независимого американского кинематографа, вроде Кэтрин Бигелоу и ее камерной драмы о сапере в Ираке «Повелитель бури». (К слову, последняя снова попала в главную категорию, сняв фильм на злобу дня «Цель номер один» — об операции по ликвидации Усамы бен Ладена.)

''Линкольн''

Вот и в этом году, набрав с монументальной биографией «Линкольн» аж двенадцать номинаций на «Оскар», живой классик американского кино Стивен Спилберг, судя по результатам «Золотого глобуса» и многочисленных премий гильдий, предшествующих главной церемонии года, может вообще остаться без наград. Разве что своего третьего «Оскара» в карьере получит несравненный Дэниел Дэй Льюис, который в новой работе добился буквально портретного сходства с легендарным президентом. В таком случае он станет первым актером в истории, собравшим три статуэтки за главные мужские роли (единственный, кто может похвастаться таким же достижением — Джек Николсон, но одна из его трех наград досталась ему за роль второго плана).

Режиссер, который может (и скорее всего именно так и поступит) перейти дорогу Спилбергу и остальным семи кандидатам, — Бен Аффлек. Академия хоть и включила «Операцию «Арго» в список кандидатов на звание лучшего фильма года, но номинации на лучшего режиссера для самого Аффлека пожалела (как известно, приз за лучший фильм в Голливуде получает продюсер, а не режиссер). Впрочем, Бен, для которого «Арго» — всего третий фильм, над которым он работал в качестве режиссера, и не думает расстраиваться. Тем более что на его счету уже целый ворох персональных наград: лучшим режиссером, а также автором лучшего фильма в этом году его признали как критики (причем и американские, и состоящие в ассоциации иностранной прессы, то есть «Золотой глобус), так и коллеги (Гильдия режиссеров). А кроме того, «Арго» собрал главные призы Гильдии продюсеров и актеров.

Сейчас, за несколько дней до церемонии, Аффлек из темной лошадки превратился в явного фаворита, на пару корпусов опережающего своих конкурентов. Вероятно, помимо художественных достижений фильма Бену на руку сыграла тонко подобранная тема. «Операция «Арго» — то ли увлекательный детектив, то ли историческая комедия, рассказывающая реальную историю сотрудника спецслужб, разработавшего план по эвакуации заложников из Ирана в 1979 году. Тогда он предложил замаскировать спецоперацию под съемки проходного фантастического фильма категории «Б», для некоторые сцен которого как раз должны пригодиться виды Тегерана. Заложники, оказавшиеся работниками американского посольства, взятого штурмом повстанцами, согласно разработанной в штаб-квартире в США легенде представлялись режиссерами, продюсерами и сценаристами, выехавшими в Иран на поиск натуры. Сейчас, тридцать с лишним лет спустя, эта невероятная история выглядит стопроцентным голливудским сценарием, чем и воспользовался Аффлек-режиссер, заодно отрядив себя играть главную роль. «Арго» — голливудский фильм о том, как Голливуд спасает людей. По всему выходит, что без главного «Оскара» ему в этом году не обойтись.

''Отверженные''

Герои прошлых лет тоже не собираются сдаваться без боя. Том Хупер вернулся в Голливуд, чтобы снять мюзикл «Отверженные», в котором всего чересчур: хронометража, звезд и номинаций на «Оскар» — восемь. Но, несмотря на всю тяжелую артиллерию, сюжетную канву из бессмертного произведения Виктора Гюго и «Золотой глобус» за лучший мюзикл, шансы на победу у него весьма скромные. Для того чтобы дважды получить главную награду, нужно значительно превзойти прошлое достижение. В этом смысле «Отверженные» хоть тематически и полная противоположность монархической мелодраме «Король говорит», но по форме — ничем не выдающийся мюзикл. Даже несмотря на то что все актеры на площадке пели вживую.

То же касается «Цели номер один». Снятая по горячим следам спецоперации по ликвидации Усамы бен Ладена, драма Кэтрин Бигелоу не может похвастаться неизведанными психологическими глубинами, да и с идеологической точки зрения заметно хромает. Камнем преткновения стали подробные сцены пыток террористов американскими спецслужбами с целью выяснения необходимой информации. Сцены эти вызвали нешуточный гнев у директора ЦРУ Майкла Морелла, настаивавшего, что непосредственно пытки не сыграли главную роль в ходе расследования места нахождения бен Ладена, длившегося около десяти лет. Впрочем, это возмущение выглядит достаточно наивно и даже лицемерно, учитывая то, с каким артистизмом одна из самых востребованных актрис своего поколения, Джессика Честейн, отстаивает человечный облик агента ЦРУ. Зажимая рот в невольном приступе тошноты во время допроса и пуская горькую слезу после операции, опознав в мертвом теле самого опасного террориста в мире.

''Цель номер один''

В конце концов все это только не более чем антураж. Единственная сцена, ради которой стоит смотреть фильм, длится порядка 25 минут и максимально точно повторяет ход реальной операции по устранению бен Ладена, — и снята максимально отстраненно, технично и беспристрастно. Ну, до тех пор пока не доходит дело до опознания и финальных титров.

Чем дальше, тем меньше шансы претендентов на получение главного «Оскара». Бену Зайтлину, собравшему за год немало призов за свой дебют «Звери дикого Юга» (от Сандэнса до Канн), еще рано. Квентину Тарантино, как бы ни был хорош его «Джанго освобожденный», скорее всего уже поздно. «Жизни Пи» Энга Ли (разукрашенному на компьютере бестселлер у про мальчика, выжившего в одной лодке с тигром после кораблекрушения) не досталось ни одной серьезной награды за всю предоскаровскую гонку. «Любовь» австрийской глыбы Михаэля Ханеке, при всем подлинном величии фильма (впрочем, уже и без того отмеченном «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах), в этой номинации просто нечего делать. Его «Оскар», практически без сомнений, ждет в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Остается только Дэвид О. Рассел и его «Мой парень — псих». Остроумная, но вполне шаблонная мелодрама про двух душевнобольных, нашедших утешение друг в друге. В фильме помимо дуэта настоящего Роберта Де Ниро с его блеклой современной копией в лице Брэдли Купера присутствует одна из самых многообещающих молодых актрис Голливуда — Дженнифер Лоуренс (не настолько многообещающая, как Джессика Честейн; впрочем, ее просто еще не успел приметить Терренс Малик). Ей нет и двадцати трех, а у нее в карьере уже есть награда Венецианского кинофестиваля («Пылающая равнина»), две номинации на «Оскар» (первая была пару лет назад, за холодноватую драму «Зимняя кость») и одна статуэтка «Золотого глобуса», как раз за «Мой парень — псих».

''Джанго освобожденный''

Впрочем, этого мужчину в золотом скорее всего между собой поделят Наоми Уоттс и Джессика Честейн. Присутствующая с ними в одной номинации Эммануэль Рива («Любовь») слишком великая для этой безделушки. Отдать ее девятилетней Кувенжане Уоллис, сыгравшей в «Зверях дикого Юга», было бы чистым безумием (и первым разом в истории, когда этот приз достается столь юной актрисе). В пользу Честейн играет ее карьера, резко взлетевшая вверх в последние годы. В пользу Уоттс — опыт и название фильма, за роль в котором она номинирована (тоже, к слову, во второй раз), — «Невозможное». Драма испанца Хуана Антонио Байона о последствиях цунами в 2004 году в Таиланде.

Ведь кому, как не Голливуду, как воздух необходимо доказывать из года в год: невозможное возможно. Только бы мы не забыли в нужное время включить нужный канал.

''Жизнь Пи''

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру