Маэстро даст опере шик

Геннадий Рождественский стал музыкальным руководителем Камерного театра им. Покровского

...Как в мире театральном благоговейно произносят имя Петра Фоменко, когда хотят сказать об эталоне служения искусству, так в музыкальном столь же трепетно относятся к имени славного оперного режиссера Бориса Покровского, также оставившего после себя «авторский театр» со своими принципами и канонами. Три года минуло со дня кончины мастера, и было принято негласное решение худруком уж более никого не назначать. Однако Геннадий Рождественский (тесно работавший с Покровским) дал согласие стать музыкальным руководителем Камерного театра и с 1 сентября официально заступает в эту должность.

Геннадий Рождественский стал музыкальным руководителем Камерного театра им. Покровского
Дирижер Геннадий Рождественский.

...Грядет сбор труппы, новый, 41-й сезон, а также продолжение юбилейного «Года Покровского» (так, 2 сентября в БЗК дадут концерт-посвящение к 100-летию Бориса Александровича: с оркестром театра, а также с Концертным оркестром консерватории выступит маэстро Рождественский за пультом, исполняя симфонические фрагменты из опер Мусоргского, Массне, Прокофьева, Шостаковича, оперные сценки и арии). Мы же для понимания ситуации изнутри звоним главному дирижеру Камерного — Владимиру Агронскому:

— Владимир Ильич, приход Рождественского открывает новую страничку в вашей жизни?

— Знаете, для нас большое счастье, что Геннадий Николаевич согласился возглавить театр. Ведь в свое время, в 1972-м, он вместе с Покровским уже руководил коллективом, будучи у нас много лет главным дирижером. Вот такое «возвращение блудного сына», а точнее, «блудного отца»... замечательное событие: масштаб его музыкантского, дирижерского, человеческого дарования непременно принесет плоды.

Владимир Агронский.

— Но человеку 81 год, сколь часто он будет появляться в театре?

— Это не вопрос того, «сколь часто он будет появляться». Важно, что одно его зримое или незримое присутствие уже много значит. Несмотря на всю свою занятость в прошлом сезоне, Рождественский продирижировал у нас восстановленным спектаклем «Похождения повесы», принес в театр чудесную редакцию моцартовского «Идоменея», плюс Штрауса... повторяю: стоит ему появиться — планка у всех (режиссеров, дирижеров, артистов) резко поднимается. Такая личность!

— Насколько понимаю, это его идея — в конце сезона-2012/2013 поставить неоконченную комическую оперу фон Вебера «Три Пинто» (дописана Малером)?

— Обязательно! В июне это случится. Вообще же, разговор о наших совместных планах еще впереди (в конце августа); все его пожелания будут учитываться в первую очередь. Он кладезь разнообразной музыкальной информации, величайший эрудит — оттого все его предложения заманчивы и перспективны. Надеемся, веское слово Рождественского послужит основой для формирования репертуара.

— И, чем черт не шутит, сам встанет за пульт на каких-то премьерах?

— Почему же — «черт шутит»? Стоял же! Обязательно за пульт встанет. Когда он только выходит к оркестру — вокруг все преображается. Вот надеемся, что примет участие в концерте 2 сентября в БЗК; кроме того, в январе завершаем фестивальный «Год Покровского», и Геннадий Николаевич наверняка что-то продирижирует в январской сессии спектаклей...

— Вот чем симпатичен ваш театр: идут постоянные заказы новых опер, и в октябре вы даете толстовского «Холстомера» (опера Владимира Кобекина), а в декабре — «Альтиста Данилова» (опера Александра Чайковского). Сколь комфортно вам в этой непростой музыке?

— С Кобекиным сотрудничаем очень давно («Холстомер», кстати, мировая премьера), я просто влюблен в этого автора. Да и с Сашей Чайковским прежде контактировали — ставили его оперу по басням Крылова. А теперь он взялся за бестселлер своего времени — «Альтиста Данилова» Владимира Орлова, сам писал либретто, придумывал действие... ведь это, в общем, повествовательная книжка, надо было сделать все диалоги, сцены; либретто трудное... насколько получилось — оценит публика. Нас и прежде называли «лабораторией советской оперы», и до сих пор это одно из наших обязательств: в прошлом сезоне 6 или 7 спектаклей поставили на музыку современных российских авторов.

— Как у вас дела — с оркестром, помещением, акустикой?

— С акустикой (на Никольской, 17) есть проблемы. В чем-то сами виноваты. Вот потек потолок, например. И вместо того, чтобы заделать его с пользой для акустики, взяли и утеплили крышу таким материалом, который просто пожирает весь звук... Или кресла поставили самолетные, тоже жрут. Ну, как было в Малом зале консерватории: пока венские стулья стояли — звук был потрясающий, как появились мягкие кресла — акустика резко ухудшилась. Таких ляпов много, это жизнь. Пытаемся бороться, хотя возможности у нас очень скромные.

— А что до качества оркестра (36 человек)?

— Сейчас достаточно высокое. Что и Геннадий Рождественский отмечал... а вот труппа — тут, как всегда, проблема смены поколений. Больной и трудно решаемый вопрос.

— Ну, Тартаковский, директор Театра оперетты, говорил, что мы «осторожненько, намеками»...

— Мы тоже «осторожненько и намеками», но, поймите, мы не имеем никакого морального права выгонять на пенсию людей, которые работали в театре со дня его основания. Эта наша совесть и честь. С молодыми же кадрами проблем нет. Не могу сказать, что это экстракласса исполнители, но тем не менее вполне талантливые ребята... Так что добро пожаловать в новом сезоне!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру