Дом Мельникова губят грунтовые воды?

Минкульт на ремонт деньги выделит, но...

Новость за 4 декабря о том, что Минкульт таки выделит деньги на реставрацию легендарного Дома Мельникова на Арбате, внучка великого архитектора Екатерина Каринская (в этом самом доме проживающая) встретила несколько скептически. Во-первых, какие конкретно работы имеются ввиду?

Минкульт на ремонт деньги выделит, но...

Для справки напомним, что ситуация с чудом архитектурного авангарда — Домом Мельникова весьма запутанна, до конца не определен его охранный статус; половина здания — (по бумагам) в управлении МУАРом (музей архитектуры), половина — в собственности наследников Мельникова, в частности, Екатерина Викторовна Каринская там по сей день проживает. Ей мы и звоним.

— Г-жа Каринская, итак, Минкульт профинансирует реставрацию...

— Мне ничего об этом неизвестно, меня вообще как будто нет. Там кто-то чего-то решает... Вопрос должен ставиться не о реставрации Дома Мельникова, а о том, что в связи со строительством новых зданий в непосредственной близости от памятника, у нас проседают грунты! С них надо начинать. Ну какой смысл ремонтировать дом, если под ним проваливается земля? Надо ж здание на что-то опереть, а уж потом проводить... и не реставрацию, а локальные ремонтно-восстановительные работы.

— Кстати, как следует из отчета Академии архитектуры, эксперты настоятельно рекомендуют проверить возможную карстово-суффозионную опасность...

— Да-да, у меня земля села на 15-20 см между Кривоарбатским переулком и главным фасадом. Это то, что видно на глаз без всяких замеров по линии фундаментов. У меня выламывается рама. Так что, первое — это грунты. Потом — главный фасад, где корежится большой витраж.

— По сведениям Мосгосстройнадзора, реставрация начнется уже в 2014 году... а вас они будут выселять?

— А ко мне никто по этому поводу не обращался. Мне съезжать некуда. Если говорить о позиции Музея архитектуры, они ведут себя просто вызывающе — у меня лежит официальная бумага от директора, где мне предлагают съехать до 10 декабря сего года.

— Это законно?

— Конечно, нет. Потому что еще нет постановления Правительства о статусе музея. То ли он будет самостоятельным, то ли филиалом Музея архитектуры... хотя, МУАР не имеет возможности выполнить условие завещания Виктора Мельникова (по которому дом — объект охраны, а рядом с ним должен быть собственно музей с фондохранилищем)...

— То есть около Дома Мельникова должны быть в идеале построены еще помещения?

— В идеале — да. Но пространство вокруг заняли почти полностью. Но если очень захотеть, у меня варианты есть. Это можно обсуждать. Но еще идет судебное разбирательство...

— С кем?

— Лежит иск Росимущества о признании права собственности государства на весь дом и на всё ее содержимое. Очень хочется надеяться, что в ближайшие дни этот иск будет удовлетворен. Я — за это. За то, чтоб признать культурной неделимой исторической ценностью дом именно со всем его содержимым (а не просто одно здание, как предлагал Музей Щусева; они вообще хотели всё из дома выкинуть). Если он перейдет государству — это хорошо.

— А вас куда?

— Ну что-то придумают. Не на улицу же, как это хотел Музей архитектуры. Здесь другой вопрос. На момент реставрации планировалось дом опечатать: это полный бред, ибо здесь надо находиться постоянно, поддерживать и отопительную систему, и газ, и все прочее... Так что, я рада реставрации, но если она будет выполняться с умом, а не ради показухи — подмажут, побелят и всё. Есть же данные доклада ученых: идет вымывание рыхлого песка и с каждым годом ситуация только усугубляется.

— Сколь серьезно?

— Я — инженер — даже не знаю, как поставить дом на твердое основание. Сложно. Дело в том, что грунтовым водам перекрыли выход: с двух сторон как бы вытеснили, загнав под дом, а сейчас еще по направлению следования поставили плотину 16 метров глубиной. И им некуда деваться. То есть, надо проводить очень дорогостоящие работы. Понятно, если Дом Мельникова станет федеральным, то и финансировать должен Минкульт, но много ли у них денег? Я считаю, что и Москва тут должна помочь — ведь именно она давала разрешения на строительство зданий вокруг, из-за которых у Дома Мельникова возникли проблемы.

— Вот я читаю в документе, что все работы будут вестись под контролем Музея архитектуры...

— Ну что за бред? Кто там будет контролировать? У них нет ни одного специалиста-реставратора! Несколько лет назад было письмо деятелей культуры, объяснявших, что Дом далеко выходит за рамки архитектуры — тут и живопись, и история... И если он станет филиалом Музея архитектуры — это будет катастрофа. МУАР мечтает в свои фонды забрать архив Константина Мельникова, вот его цель в этой игре. Музей сам в плачевном состоянии... он не имеет возможности взять на баланс еще и Мельникова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру