Пропуск в бессмертие

Или просто «Щелкунчик»

У всех людей эта божественная музыка Чайковского ассоциируется с елкой, Рождеством и Новым годом. И когда мелодии «Розового вальса» или «Вальса снежных хлопьев» несутся отовсюду, главный герой этого балета — деревянный уродец — становится экспонатом в витринах магазинов, а билет на спектакль в Большой театр — лучшим подарком. «Щелкунчику» исполнился 121 год. Обозреватель «МК» подробно исследовал историю балетного шедевра и выяснил, какая трагедия стояла за роскошным театральным занавесом «Щелкунчика».

Или просто «Щелкунчик»

Своим появлением на свет этот суперпопулярный спектакль обязан другому, не менее известному балету Чайковского «Спящая красавица». «Спящая» имела такой успех, что в голове директора Императорских театров Ивана Всеволожского, собственно, и задумавшего балет в стиле Людовика XIV, родилась новая счастливая мысль. Он придумал рождественскую «феерию-шутку» с непременным участием заграничной примы-виртуозки, обязательно итальянки, из числа тех, кто захватил в те времена русскую сцену. На эту роль уже была кандидатка — Антониэтта Дель Эра.

На манер Парижской оперы Всеволожский придумал объединить в один вечер оперу с балетом. Он заказал Чайковскому две партитуры: оперу «Иоланта» и «Щелкунчика». Тем более что незадолго до этого, в 1882 году, под названием «Сказка про Щелкуна и мышиного царя» в России вышло в свет произведение Гофмана в переложении Александра Дюма-отца и переводе Флерова. Балет должен был поставить также француз — Мариус Петипа, балетмейстер, принесший успех «Спящей».

Очень сладкий дивертисмент

Что интересно — в самом первом сценарии «Щелкунчика» у Петипа главными героями были не только привычные нам Клара и Щелкунчик, а «сладости» из волшебной страны Конфитюренбурга — фея Драже и принц Коклюш (что в переводе означает «любимчик»). «Фея с принцем стоят в сахарном киоске, украшенном дельфинами, из пастей которых бьют фонтаны смородинового сиропа, оршада, лимонада...» — писал Петипа в либретто. Эти персонажи и исполняли в финале знаменитое па-де-де.

Более того, по перечню действующих лиц этого акта запросто можно судить о богатстве кондитерского ассортимента Петербурга 90-х годов позапрошлого века. Здесь — драже, карамельки, галеты, птифуры, нуга, марципаны, фисташки, бриоши, миндаль и мятные лепешки. Вся витрина меняла узоры в заключающем дивертисмент вальсе. Сейчас это знаменитый «Розовый вальс», или «Вальс цветов», но Петипа задумал его как «Золотой» — артисты, изображающие цветы, разодеты в золотые одежды. Представьте: на премьере «Золотой вальс» исполняли 32 танцовщицы и 24 танцовщика — всего 56 человек. А сейчас в Большом задействовано на 20 меньше! Однако свой грандиозный замысел Петипа осуществил не сам. Дело в том, что в 1892 году произошла страшная семейная трагедия — умерла любимая дочь Петипа Евгения, а после беды захворал и сам 73-летний балетмейстер. Так что ставил «Щелкунчика» Лев Иванов.

Лев прикладывается к рюмочке и сочиняет танец

Иванов в те времена был лишь вечно вторым штатным балетмейстером с очень скромным списком балетов. Петипа иногда доверял ему возобновлять старые балеты, танцы в операх или делать небольшие номера, но о серьезном отношении к будущему постановщику «лебединых сцен» в «Лебедином озере» не было и речи. Иванов считал себя неудачником и все чаще прикладывался к рюмочке. Именно со «Щелкунчика» и началась его балетмейстерская слава. Точнее, со сцены «Вальс снежных хлопьев».

Пластическим шедевром назвал этот танец знаменитый критик Аким Волынский и так описывал его: «Хороводики в три человека разрезывают сцену зигзагами, образуя различные фигурки. Часть танцовщиц образует крест с внутренним кругом других снежинок. Круг вертится в одном направлении, крест в противоположную. Снежинки образуют общую звезду. Звезда быстро превращается в большой хоровод». Зрители, чтобы узреть всю эту красоту, покупали билет не на дорогие места в партере, а на ярусы.

Октябрьская революция под музыку «Щелкунчика»

Балет, поставленный Львом Ивановым, шел в Мариинском театре до середины 20-х годов. Кстати, 25 октября 1917 года, в день захвата матросами Зимнего дворца, в Мариинке давали именно этот спектакль. Так что Октябрьская революция, так сказать, началась под музыку «Щелкунчика».

Хотя спектакль был абсолютно аполитичным, и танцевали в нем в основном дети. Исполнительнице роли Клары, Станиславе Белинской, было 12. А Щелкунчику, прославившемуся в будущем танцовщику Сергею Легату, — 17. Для толпы пряничных и оловянных солдатиков и мышиного войска не хватило учеников театральной школы, и мышами выступали воспитанники школы лейб-гвардии Финляндского полка, находящейся по соседству.

Взрослые же танцовщики изображали родителей и танцевали «горячительный» дивертисмент. Сам же дивертисмент представлял из себя танец напитков: испанский был «Шоколадом», арабский — «Кофе», китайский — «Чаем». Был в «сладком» дивертисменте еще и «Танец леденцов» — нынешний «Французский», или, как его еще любят называть, «Танец пастушков». «Танец буффонов» на музыку русского трепака настолько не удался Иванову, что он поручил его постановку Александру Ширяеву, сочинившему и исполнившему на премьере танец шута с обручем. Ширяев зарисовал этот танец, построенный на головоломных, акробатических прыжках, на манер мультфильма, и он сохранился до нашего времени.

"Проезд на вуали" - неотъемлемая деталь старинного па-де-де

Маколей Калкин превращается в принца

Позднее в этом самом «Танце буффонов» выходил воспитанник императорского училища Георгий Баланчивадзе — будущий основатель американского балета Джордж Баланчин. Он запомнил его на всю жизнь и почти доподлинно воспроизвел в Америке в 1954 году в собственном «Щелкунчике». Именно этот балет Баланчина и положил начало повсеместной традиции рождественских «Щелкунчиков» на Западе.

Хотя попал в Нью-Йорк рождественский балет Чайковского еще до Баланчина, в начале сороковых, с помощью постдягилевской труппы «Русский балет Монте-Карло». Ну а баланчинский «Щелкунчик» стал настолько популярным, что был заснят в 1993 году и как кинофильм. Роль принца–Щелкунчика исполняет в нем ученик баланчинской балетной школы Маколей Калкин, прославившийся по комедии «Один дома».

«А вдруг окажется, что «Щелкунчик» — гадость!»

«Щелкунчик» — превосходный результат работы Чайковского. Но сам процесс... И тут чарующие звуки балета приобретают трагическую окраску. Получив заказ, Чайковский принялся за работу нехотя и не сразу. В этот момент он испытывал жесточайший творческий кризис. «Щелкунчик» ему определенно не давался, творческие муки переходили в отчаяние и панику. Композитор понял, что к сезону 1891–1892 годов он не успеет «хорошо исполнить взятый на себя труд», и послал письмо Всеволожскому с просьбой перенести постановку на следующий сезон. Что же произошло?

«Главное — отделаться от балета», — пишет он 8 марта брату Модесту. И месяцем позже: «Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило кроме мерзости». А незадолго до начала репетиций в ужасе писал: «А вдруг окажется, что… «Щелкунчик» — гадость…»

Чем можно объяснить кризис, настигший Чайковского как раз во время написания балета, и почему музыка, которая звучит в нем во втором акте, не только печальная, но поистине страшная? Когда слушаешь ее, создается впечатление, что в жизни Чайковского произошла какая-то трагедия…

«Со святыми упокой»

А трагедия действительно была. Будучи проездом в Париже, композитор из газеты «Новое время» узнает о кончине своей родной сестры Александры Ильиничны Давыдовой-Чайковской. Родственники попытались от него это скрыть — не удалось. Вполне убедительную гипотезу по этому поводу выдвинул крупнейший американский исследователь балета Р.-Дж.Уайли. Он отметил сходство главной темы адажио второго акта с музыкальной фразой заупокойной молитвы «И со святыми упокой» и пришел к выводу, что в образе феи Драже нашли свое отражение воспоминания о родной сестре композитора Александре Ильиничне Давыдовой, а в ее дочери Татьяне исследователь увидел прообраз Клары.

Именно постигшее Чайковского несчастье, а также воспоминание об имении Давыдовых Каменке, где композитор любил бывать и писал свои произведения (в том числе «Лебединое озеро»), и отозвались в «Щелкунчике» трагическими мотивами! Каменка преобразилась в сознании композитора в детское утопическое царство сластей Конфитюренбург, где хозяйка имения — Александра Ильинична — была великодушной королевой, умершая за пять лет до нее ее дочь Татьяна — Кларой, а его «идол» — племянник Боб — принцем-«любимчиком».

Балет со следами морфия

И тут придется открыть страшную тайну семьи Чайковских-Давыдовых и главную «балетную» тайну «Щелкунчика». Все дело в том, что причиной, приведшей к безвременной кончине сначала племянницы Татьяны, затем сестры, а через несколько лет после смерти Чайковского — и самого любимого племянника была наркомания. «Она отчаянная морфинистка, и чем дальше, тем больше предается она этому своеобразному, ужасному виду пьянства… — писал Чайковский о своей сестре Александре Ильиничне в письмах. — Говорил ли я Вам когда-нибудь про старшую дочь моей сестры, красавицу, умницу, погибшую от морфина, к которому, по несчастию, приучила ее мать».

А вот о самой 19-летней Татьяне: «Таня целый день больна; вообще, она теперь опять начинает свои безумные поступки. Где-то она достала тайно морфин и больше, чем когда-либо, прыскается».

Медицина XIX века, еще не изучившая к тому времени всех свойств наркотиков, назначала их как болеутоляющие. Александра Ильинична употребляла морфин, например, от постоянных болей из-за камней в почках.

«Конечно, все, что происходит в этом доме, ужасно, возмутительно и смертельно грустно. Конечно, Татьяна ведет себя непозволительно и губит не только свою жизнь и репутацию — но и свою мать и спокойствие всего семейства». В 1887 году сердце Тани не выдержало слишком большой дозы морфина — она умерла мгновенно в Дворянском собрании, прямо на проходившем там маскараде.

От своей старшей сестры и матери пагубную страсть к морфину унаследовал и любимый племянник Чайковского. «Свою зависимость от морфина, опиума, а затем и добавившегося к ним алкоголя он (Владимир Давыдов) оправдывал, так же, как его сестра и мать, невыносимыми болями. Модест, родной брат Чайковского, самоотверженно старался помочь племяннику всеми мыслимыми способами: возил его лечиться в Италию, Германию, Австрию и Швейцарию, но без успеха. Он стал постоянным и невольным свидетелем мучительных ломок молодого человека, галлюцинаций, белых горячек», — пишет о последовавшем 13 декабря 1906 года самоубийстве племянника Чайковского сотрудник Йельского университета (США) Александр Познанский в своем фундаментальном двухтомном труде, вышедшем на русском языке под названием «Петр Чайковский. Биография». В жандармском донесении по этому поводу скупо сообщалось: «В городе Клину поручик запаса гвардии Владимир Львович Давыдов, 35 лет, лишил себя жизни выстрелом из браунинга; до этого он страдал расстройством умственных способностей».

Страшная тайна «Щелкунчика»

Кроме трагических обстоятельств, сопутствующих написанию этого произведения и отразившихся в нем, проглядывает и еще одна тема — тема невозможности любви. «Видя, как значение Боба в моей жизни все увеличивается, я решился окончательно с будущего года поселиться в Петербурге. Видеть его, слышать и ощущать в своей близости, кажется, скоро сделается первостепенным условием благополучия», — пишет композитор брату Модесту в 1889 году. «Подобно юноше, получившему письмо от своей возлюбленной, я даже нещадно исцеловал следы твоей паршивой, омерзительной руки. Милый, чудный, я тебя обожаю» — это уже письмо 20-летнему Бобу Давыдову 8 июля 1891 года. Любовное томление Чайковского нарастает и в других письмах.

Племянник Боб Давыдов и был главной любовью в жизни Чайковского. О своем последнем возлюбленном Чайковский думал в этот период постоянно, и «любимчик» Коклюш в его балете, как и принц Шелкунчик, как и Дезире (что в переводе означает «желанный») в предыдущей «Спящей красавице», это все он — обожаемый и желанный племянник.

Владимир Давыдов и сам был, как бы сейчас сказали, человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. Об этом он честно признается своему конфиденту, брату Чайковского Модесту: «Мое извращение (как называют это другие) или мои наклонности выработались совершенно самостоятельно, и хотя во многих случаях ты можешь назваться моим Прометеем, в этом же надо признать виновницей одну мою природу».

Крупнейший исследователь жизни и творчества композитора Александр Познанский пишет на основании проанализированного им огромного материала: «Приведенные свидетельства не оставляют сомнений, что композитор не только обожал Боба, но был влюблен в него со всею страстью, на которую был способен». И далее задает прямой вопрос: был ли Боб его любовником, а не просто спутником последних лет?

Чайковский и его любимый племянник в Париже в год премьеры «Щелкунчика» (1892 г.).

«Нам неизвестно о тех или иных увлечениях Владимира Давыдова женщинами, он сам был гомосексуален (известна его любовная связь с Рудей Буксгевденом). Но этого далеко не достаточно для того, чтобы утверждать наличие интимных отношений также между ним и его знаменитым дядей», — замечает биограф. «Удивительно, как Боб ленив на письма, — хоть бы плюнул на почтовую бумагу и послал. Я было хотел ему сегодня написать — но вдруг почувствовал, что слишком много чести для субъекта, которому и плюнуть на меня лень», — жаловался Чайковский брату Модесту на невнимание к нему юноши.

И здесь опять обратимся к знаменитой музыке «Щелкунчика». Борис Асафьев обратил внимание на то, какого сильного напряжения достигает музыка Чайковского, например, в «вариации для челесты». «По существу же это туго стянутые узлы нервов, будто бы обезболенных. Они рождаются из накопившейся в сердце душевной боли, долго стиснутой». Александр Бенуа сравнил некоторые мотивы, звучащие в «Щелкунчике», со знаменитой Шестой симфонией, ставшей последним произведением композитора и посвященной обожаемому племяннику: «Сочиненная за год до Шестой симфонии, в которой так поражает и волнует чаяние приближающейся смерти, музыка па-де-де в «Щелкунчике» носит уже аналогичные черты. Почему «понадобилось» Чайковскому придавать трагический характер танцам феи Драже — ответ на это он унес в могилу».

Как считают некоторые исследователи творчества Чайковского, в посвященной племяннику Шестой симфонии композитор воплотил наиболее трагическую в своей жизни тему неразделенной любви и невозможности счастья, со всем драматизмом выразил конфликт между платонической страстью и плотскими желаниями, которые необходимо обуздать. Та же тема рока и «безнадежной страсти», по всей вероятности, в зашифрованном виде, звучит и в «Щелкунчике».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру