Сказано — сделано

Алексей Чадаев, политолог, директор центра «Московский регион»

21 августа 2013 в 00:39, просмотров: 1094
Сказано — сделано
фото: Наталья Мущинкина

Любые выборы — конкурс обещаний. Кандидаты соревнуются в щедрости авансом; избиратели решают, верить или не верить. Особенность нынешних губернаторских выборов в Подмосковье в том, что их основной фаворит особых обещаний не раздает. Все крупные обещания были сделаны Андреем Воробьевым еще в декабре-январе, когда он только вступил в должность. Для этого была создана программа «Наше Подмосковье», по сути представлявшая свод намерений и проектов. Сейчас, восемь месяцев спустя, Воробьев в ходе кампании говорит не столько о том, что он обещает сделать в будущем, сколько о том, что он уже успел сделать из обещанного.

Ветхое и аварийное жилье: по состоянию на прошлый год по программе было переселено всего 38 семей; по состоянию на нынешний — 4600. Градостроительство: введены ограничения на высотную застройку, создан градостроительный совет, приостановлена выдача разрешений на новое строительство до утверждения генпланов городов. ЖКХ: создан реестр управляющих компаний, начата работа по внедрению единой системы оплаты жилищно-коммунальных услуг. Благоустройство: запущена большая программа «Парки Подмосковья», создаются новые парковые зоны в большинстве крупных городов региона. Экология: впервые в новейшей истории региона за один сезон высажено более 9 миллионов деревьев, остановлена застройка нескольких природных зон. Дороги: начат масштабный проект ЦКАД, реконструируются сотни километров региональных дорог, строится более двух десятков эстакад на наиболее проблемных переездах. Транспорт: закупается свыше 700 единиц новых городских автобусов, стартовали крупные проекты наземного метро, скоростного трамвая, расширяется маршрутная сеть. Социальная сфера: строится и расширяется более 200 детских садов, состоялось два — на 6 и на 9% — повышения зарплат бюджетников. Здравоохранение: нормализована ситуация со льготными лекарствами, строятся новые перинатальные центры, кардиоцентры, введена электронная очередь и дистанционная запись в поликлиниках. Культура: впервые за многие годы строятся новые дома культуры, начата программа реконструкции крупных объектов культурного наследия. Нелегальная миграция: впервые заработала система депортации нелегалов, строятся места их временного содержания, проведена серия адресных проверок по местам их компактного проживания.

Несмотря на столь масштабный набор мер, региональный бюджет пока вполне выдерживает увеличивающуюся нагрузку. Госдолг Московской области за полгода сократился почти вдвое — с 98 до 45,7 млрд руб; налоговые поступления, в свою очередь, выросли на четверть начиная с января. У области появилась полномасштабная программа привлечения инвестиций, общий объем которой уже сегодня превышает 600 млрд руб. Несколько хуже ситуация с долгами муниципалитетов: они пока остаются на прежнем уровне — 12,2 млрд руб. Однако даже эта цифра — не более 11% от общего объема их доходов.

Многие проблемы области копились годами и десятилетиями, и их физически невозможно решить за полгода. Однако избирателю важно видеть не просто желание руководства региона разбираться с наболевшими вопросами, но и четкий план действий на перспективу следующих лет. А также те первые конкретные шаги, которые могут быть сделаны уже сегодня. В этом смысле качественно сделанная предвыборная программа действующего руководителя — это по своему жанру программа-отчет: в ней показывается как то, что уже сделано, так и то, что планируется сделать в развитие принятых решений в последующие годы.

У такого подхода есть два наиболее очевидных риска. Первый состоит в том, чтобы скатиться в управленческие мелочи: глава семимиллионного региона не может отвечать за каждую лампочку в каждом подъезде и за каждую «резиновую квартиру» в густонаселенных городах. Второй — прямо противоположный — в том, чтобы остаться на уровне большой стратегии и менеджерских абстракций: решая крупные управленческие задачи, важно помнить, что каждый житель региона должен на своем уровне, в пространстве обычной частной жизни, видеть постоянную отдачу от действий власти.

Сбалансированность программы — это когда крупные стратегические цели находят свое конкретное выражение в делах, заметных с уровня простого жителя области. Улучшение качества жизни людей — это и большие проекты, типа строительства магистралей или оздоровления лесов, но также и малые дела, вроде улучшения облика дворов и детских площадок, или появления мобильных аптек в удаленных сельских территориях.

Другой, не менее важный критерий программного баланса — это сомасштабность доходов и расходов, чтобы раздача новых социальных благ не легла слишком тяжелым бременем на тех, кто работает, зарабатывает и платит налоги в регионе. При всей значимости программ социальной поддержки важно помнить, что сама возможность их реализации создается теми, кто трудится, обеспечивая себя и других. Для Московской области, где количество жителей ежегодно прирастает на 300 тысяч человек, залог успешного развития — это создание достаточного количества рабочих мест для постоянно растущего населения. Но рабочие места — в промышленности, торговле, сфере услуг или сельском хозяйстве — тоже не создаются в одночасье: нужны дороги, энергомощности, рынки сбыта, наконец.

Действующему главе региона есть что предъявить избирателям; но основная часть работы у него и у его команды еще впереди. Те реальные дела, которые можно показать уже сейчас — скорее гарантия того, что данные обещания — это не просто слова. Это принцип: сказано — сделано.



Партнеры