За окном — аэродром

Те, кому доводилось наблюдать за взлетающим самолетом, знают, что процесс это крайне шумный

13.11.2013 в 14:22, просмотров: 2899

Потерпеть оглушающий гул можно — это всего несколько минут. Но как быть, если самолеты, один за другим, взлетают над головой каждые полчаса? Именно такое будущее, скорее всего, ждет жителей поселений, соседствующих с аэропортом «Шереметьево». Аэропорт разрастается, и скандал вокруг него — тоже.

За окном — аэродром
фото: Михаил Ковалев

ИСТОРИЯ СКАНДАЛА

В последнее время не утихают споры по поводу нового законопроекта, предполагающего введение на территории региона тихого часа. То есть днем в определенные часы шуметь будет нельзя. Правда, есть в Подмосковье те, кому на новый закон начхать. А все потому, что для взлетающих самолетов «тихий час» не предусмотрен. Тем более если они взлетают прямо за окном. И речь идет не о сотрудниках аэропорта, а о простых жителях Московской области. По их словам, совсем скоро самолеты будут летать практически у них над головами. Всему виной — строительство новой взлетно-посадочной полосы.

Планы по строительству появились у руководства аэропорта еще в 2006 году. Правда, на несколько лет эта инициатива почему-то заглохла. И к правительству топ-менеджеры компании обратились лишь в 2010-м, как результат — в марте 2011-го проект получил 13 миллиардов рублей. Заказчиком стройки выступила «Администрация гражданских аэропортов» (ФГУП АГА). Нашелся и генподрядчик. Любопытно, что изначально существовало три плана по строительству новой взлетной полосы, и каждый из них подразумевал снос жилых домов в ближайших поселениях. Казалось бы, перед тем как принимать столь серьезный проект, следовало бы обсудить это с местными жителями, но, по их словам, о том «кому быть, кому нет», они узнали лишь из Интернета.

Таким образом, в зоне строительства оказалось более двухсот домовладений, жителей каждого из которых обещали отселить до начала строительства. Однако стройка стартовала еще в августе 2012-го, а больше половины жителей так и остались на своих местах, причем не по своей воле.

Согласно планам, третья взлетно-посадочная полоса «Шереметьево» значительно расширит границу аэропорта. А это значит, что не только расширится пропускная способность, но и будет еще больше шума, и никакие звукоприглушающие щиты не помогут. Самолеты будут пересекать Шереметьевское шоссе и Ленинградское шоссе, разгоняться и взлетать — и все это над местными жителями. Особенно «повезет» жителям деревень Дубровки, Лунево, Перепечино, Пикино и Паршино. Впрочем, оставшийся десяток поселений-соседей тоже не будет обделен на предмет звуковых спецэффектов со стороны аэродрома.

Мы попытались узнать, так ли все плохо на самом деле, и обратились за комментариями в администрацию Луневского поселения. Ведь именно здесь, в Луневе, живет часть активистов, готовых защищать свои дома «до победного». Что примечательно, в администрации поселения от комментариев отказались и порекомендовали обратиться к руководству «Администрации гражданских аэропортов», отметив, что уж им-то есть что рассказать.

В свою очередь, в «Администрации гражданских аэропортов» нам сообщили, что комментарий не дадут, потому что ни слова правды мы все равно не напишем.

В это же время в «Шереметьево» говорят, что к строительству прямого отношения не имеют, а будут лишь эксплуатантами новой полосы. Получается, скандал вокруг аэропорта кипит уже несколько лет, а аэропорт вроде как и ни при чем.

Фото: ЕВГЕНИЙ ПАДУН

ДАЧНЫЙ БУНТ

На сегодняшний день по Интернету гуляют едва ли не сотни статей и заметок на тему «шереметьевского скандала». Однако самое интересное — это мнение местных жителей.

Некоторые из них организовали группу активистов и пишут во всевозможные инстанции, другие отсиживаются дома. Первые даже написали письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву:

«Продвигается коррупционный, противозаконный проект Нового аэродромного комплекса третьей взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Шереметьево». Ради этого вырубают водоохранные леса (по проекту 311 га), большой участок реки Клязьма хотят спрямить и загнать в коллектор (сверху поставят станцию антигололедной обработки самолетов), хотят уничтожить деревни, стоящие более пятисот лет, построить по головам у людей — полдома снести, а вторую половину оставить, в 500 метрах от единственных в поселении школы и детского сада. Более чем 50 000 тысяч населения лишат Перепечинской дороги — единственный кратчайший выезд на Ленинградское шоссе в сторону Москвы. Планируется вскрытие Перепечинской свалки и скотомогильника в лесу» — гласит обращение.

При этом люди сообщают, что разрастание аэропорта грозит десятку поселений и городов, в их числе: Зеленоград, Лобня, Долгопрудный, Химки, Сходня, Луневское поселение и даже Москва. Под прямой угрозой подразумевается повышение уровня шума, а также концентрации вредных для здоровья веществ. Экологическая катастрофа и транспортный коллапс — прилагаются.

При этом другие жители поселения Лунево утверждают, что никакого вреда деревням не наносится.

— В самом поселке никакой полосы не строится, — говорит жительница Лунева Ольга. — И никто у нас никуда не расселяется. Примерно на одинаковом расстоянии от нас ведутся строительные работы Ленинградки и новой взлетки. Жаль, что леса из-за этих строек стало значительно меньше. Но на жизнь поселка это никак не влияет, затронуло это только дачи.

Получается, что строительство третьей полосы постепенно перерастает в дачный бунт. Кстати, речь о том, что до начала строительства всех расселят, шла еще в 2012 году. И часть людей уже даже переселили, однако с размером компенсации согласны не все. Оценить участок дело и так не простое, а некоторые утверждают, что сумма, вложенная в строительство, подводку коммуникаций и прочее благоустройство, и сумма, которую предлагают оценщики, это две абсолютно разные цифры.

На сегодняшний день строительство идет полным ходом, очевидно, что «замораживать» его никто не собирается. Активисты собирают подписи в информационной системе «Демократор» и продолжают писать письма, но четкого и внятного ответа пока нет.