Свалки переименуют в заповедники?

Московская область взяла курс на восстановление лесов

Еще до вступления в должность губернатор Андрей Воробьев поставил задачу: посадить в Подмосковье 7 миллионов деревьев. В декабре выяснилось, что проблему собираются решать путем массового создания особо охраняемых территорий. В том числе и в Озерах.
 

Московская область взяла курс на восстановление лесов

Озерский район может стать заказником

Идею предложил 18 декабря на общественных слушаниях по вопросу санитарных рубок заместитель председателя областного правительства Александр Чупраков. Он заметил: одна из главных целей правительства — создание охраняемых природных территорий, где будет запрещена любая деятельность, кроме определенных видов отдыха. По словам Чупракова, «на это есть деньги и политическая воля». В числе таких территорий могут оказаться и озерские леса.

Мнение жителей Озер разделилось. Некоторые отнеслись к предложению Александра Чупракова с недоумением. Они не видят смысла делать озерские леса особо охраняемой территорией и полагают, что району достаточно имеющихся заказников. А это природные заказники областного значения «Нагорная дубрава» и «Широколиственный лес у с. Сенницы».

Старший участковый лесничий Озерского участкового лесничества Владимир Марфин считает: если все леса района превратят в заказник, за ними нельзя будет даже ухаживать. Запрет не поможет сохранить лес — напротив, он приведет к его уничтожению. Ведь леса должны обновляться: чтобы вырастали новые деревья, необходимо в определенное время вырубать старые.

Вырубать нельзя сохранять

В соответствии с лесным законодательством, практически все леса Московской области — это так называемые защитные леса, входящие в группу «выполняющих функции защиты природных и иных объектов». К сожалению, местные власти долгое время полагали, что закон запретил почти все виды вырубки подмосковного леса. Разумеется, кроме санитарной, которую проводят после пожаров или во время нашествия насекомых-вредителей. Под запретом оказались даже прореживание и обновительная вырубка. Лес лишили самого необходимого: возможности обновляться и крепнуть. Подмосковные леса пострадали так сильно, что, по оценкам Рослесхоза, на полное восстановление территорий потребуется около 10 лет.

Леса в Озерском районе атаковали короед-типограф (дерево, в котором поселилось это насекомое, погибает за месяц) и шелкопряд-монашенка. Насекомые-вредители воспользовались тем, что из-за длительного отсутствия вырубки лес стареет и ослабляется. В результате деревья приходится спасать в срочном порядке. Химическими средствами обрабатывать подмосковные леса нельзя. Практически единственным способом сохранить хотя бы часть деревьев остается санитарная вырубка. Впрочем, в 2014 году в некоторых районах Московской области (например, в районе Коломны) собираются проводить экологический эксперимент и применить в лесах новые, пока неизвестные средства борьбы с вредителями.

На некоторых видах охраняемых территорий запрещена любая деятельность, кроме отдыха. Подобный режим станет губительным для подмосковного леса.

Победят ли заповедники… свинство?

Статус особо охраняемой территории может привлечь и внимание государства, и СМИ, и финансовые ресурсы. С этой точки зрения объявление леса заповедником, заказником или памятником природы может спасти его от уничтожения. При условии, что средствами распорядятся разумно, насчет чего у жителей Озер есть опасения. Превращение лесов в заказник многие наши собеседники восприняли как попытку властей привлечь инвестиции и получить финансовую помощь.

При этом ряд проблем, с которыми сталкиваются Озеры, трудно решить с помощью охраняемых территорий. Например, недалеко от озерского биологического заказника «Нагорная дубрава» регулярно возникают «самодеятельные» свалки. Дубрава примыкает к берегу реки Оки. Летом рядом с особо охраняемой территорией появляются отдыхающие. После их пребывания на берегу реки появляется мусор. Убедить отдыхающих соблюдать чистоту и порядок лесничество не имеет права: ведь берег Оки уже за пределами заказника. И мешать тем, кто мусорит, нельзя. Посетители турбазы, еще в советское время организованной в «Нагорной дубраве», значительно более ответственны — несмотря на то, что территория турбазы заказнику тоже не принадлежит.

Кстати, стихийно возникающие свалки — одна из основных проблем озерских лесов. Несмотря на все усилия лесничества, местных жителей и волонтеров, ситуация далека от благополучного разрешения. Организовать свалку подальше от города проще, чем оплачивать вывоз мусора со своего предприятия.

Создать заказник или беречь природу?

По мнению руководителя Союза озерской молодежи Виктора Романова, организовать в озерских лесах особо охраняемую природную территорию значительно проще, чем научить человека бережно относиться к природе и правильно вести себя в лесу. Вводя новые нормы и правила, необходимо давать людям знания о них, иначе нормы попросту не будут соблюдать. Чтобы охраняемая природная территория действительно была таковой, необходимы санкции и освещение вопроса в СМИ. Сегодня лесничий не имеет права даже оштрафовать нарушителя. Люди, едва не устроившие лесной пожар, легко избегают ответственности. Нарушения, касающиеся охраны природы, в Озерском районе (со слов жителей и сотрудников правоохранительных органов) весьма распространены. Ситуацию усложняет нехватка кадров в различных службах, обязанных устранять эти нарушения.

Между тем, если бы сотрудники лесничеств имели право налагать санкции на нарушителей порядка, необходимости объявлять огромное количество лесов особо охраняемыми территориями могло и не возникнуть. Те, кто не соблюдает природоохранное законодательство, знают, что могут избежать ответственности. В заказниках и памятниках природы появляются новые свалки…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру