От Харлампия и Селифана к Гавриле и Савве

Необычное исследование провели две ученицы 7-го «В» класса электроуглинской школы №30

Девочки решили выяснить редкие и популярные имена, которыми награждали родители своих детей в начале и конце XX века в Электроуглях. Молодые исследовательницы изучили антропонимику, подняли архивы, опросили учителей и работников загса. Свою работу школьницы заявили на муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских и краеведческих работ «Отечество». Корреспондент «НП» узнал, как чаще всего называли мальчиков и девочек в начале и конце века в Электроуглях.
 

Необычное исследование провели две ученицы 7-го «В» класса электроуглинской школы №30

Ксения Коркунова и Светлана Черкасова — лучшие подруги. Учатся сугубо на «хорошо» и «отлично». К предметам склоняются по большей части гуманитарным, разве что недавно Света обнаружила у себя страсть к геометрии. Тяга к знаниям дополняется неукротимой любознательностью. Так, девочки заметили, что в их школе множество учениц и учителей с именем Татьяна. Это наблюдение и сподвигло школьниц на необычное исследование. Впрочем, не только это.

— У нас в школе действительно очень много Татьян, — рассказывает мама Светланы Лариса Черкасова, директор школы №30. — Они за это зацепились и решили выяснить, какие еще имена популярны. И родилось целое исследование, которые вышло за пределы школы. А поскольку они обе 2000 года рождения, то выяснять они решили, какие имена чаще других детям дают в начале нового века, а потом заинтересовались, какие давали в начале века двадцатого.

Чтобы выяснить, какие мужские и женские имена в Электроуглях были популярны в начале XX века, Ксения и Светлана спросили у 48 учителей своей школы, как звали их бабушек и дедушек. Дополнительные сведения для чистоты эксперимента собрали в местном архиве. Сведения о распространенных именах начала века XXI девушки почерпнули в городском загсе.

Курировала работу школьниц учительница русского языка и литературы Татьяна Пронина. Много возиться с ученицами не пришлось, достаточно было показать, как создавать слайды в программе, да следить, чтобы стилистика презентации была ближе к научной.

— Они и без меня очень хорошо работали, — вспоминает Татьяна Пронина. — Я только с удовольствием отвечала на их многочисленные вопросы, да помогала время от времени с подборкой литературы. В общем, и все, разве что изредка редактировала их текст, чтобы он больше походил на стиль научного повествования.

Светлана и Ксения начали свое исследование еще в пятом классе. Закончили, когда учились в седьмом. В школе презентация девочек произвела сенсацию, было решено в ноябре делегировать необычный проект на муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских и краеведческих работ «Отечество». Жюри присудило работе школьниц второе место. Первого места, равно как и путевки на всероссийский этап конкурса, не удостоился никто. Так что можно сказать, что в Электроуглях Светлану и Ксению не удалось превзойти никому.

Исследование имен — не единственный проект непоседливых подруг. Параллельно с работой над презентацией девочки занимались исследованием мемориальных досок в Электроуглях. Другой их труд посвящен биографии исследователя космоса из Электроуглей Евгения Асташова.

— У них очень много идей, какие-то темы они находят сами, с какими-то им помогают педагоги, — говорит Татьяна Пронина. — Например, мы проходим по учебной программе причастия, и девочки проводят исследование об использования в сказках причастий, а заодно и уменьшительно-ласкательных суффиксов. Еще они много времени уделяют краеведению.

Стоит ли говорить, что родители энергичных школьниц не нарадуются их научной активности.

— Я очень рада, что Света все время занята, что она чем-нибудь этаким интересуется, — признается Лариса Черкасова. — В отличие от очень многих современных детей она не пропадает в соцсетях и не увлекается видеоиграми. Она современный ребенок, но это не цель ее жизни. Компьютер она включает, только если нужно сделать уроки или найти необходимую информацию.

Пока Светлана и Ксения не знают наверняка, кем хотят стать, когда вырастут. Разве что, по словам родителей и педагогов, склоняются к неточным наукам, языкознанию, например. Несмотря на успешный опыт антропонимических исследований, стать географами или историками школьницы не планируют.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру