Пилы и гусеницы против жука

На прошлой неделе стартовали первые в этом году санитарные рубки деревьев, пораженных короедом-типографом

По выделенным под рубку десяти с лишним гектарам в Истринском районе проехали первые трактора, посыпались первые сваленные дровосеками ели. Сам короед в это время зимует в подстилке — спит в анабиозе под слоем опавшей с деревьев растительности. Помимо очистки территории леса от пораженных вредителем деревьев техника, проезжающая по подстилке, буквально давит сонного типографа, физически избавляя участок от насекомого. Прогноз по короеду на этот год специалисты дают позитивный — в прошлом году за счет масштабного использования феромонных ловушек значительное количество жука удалось извести. Если этим летом не ударит засуха, серьезных проблем с вредителем удастся избежать.

На прошлой неделе стартовали первые в этом году санитарные рубки деревьев, пораженных короедом-типографом
В процессе валки деревьев образуется некий лесной мусор — порубочные остатки: сучья, ветви, вершины и обломки стволов деревьев. Их в ходе работ сжигают, чтобы избежать распространения вредителей и болезней. Фото: Дмитрий Отдельнов

По жуку мороз

Когда именно типограф завелся в подмосковных лесах, сказать трудно. Специалисты вспоминают, что первое задокументированное упоминание о короеде-типографе датируется 1885 годом, но жук, очевидно, обитал здесь значительно раньше.

В нашем климате вредителю комфортно. Для гибели короеда при зимовке в подстилке необходимо, чтобы минимум пару недель температура на границе подстилки и земли держалась в районе минус 25. Высота снежного покрова при этом должна быть минимальной.

Санитарные рубки идут круглый год с небольшим зимним перерывом. Это связано с действующим законодательством. Рубки организуются не в связи с биологическим циклом, а в связи с окончанием 25 декабря финансового года. Только с 1 января Комитет лесного хозяйства может начать заключать с подрядными организациями госконтракты на вырубку пораженных деревьев. После всех юридических процедур физическое присутствие дровосеков в лесах начинается лишь к марту.

План участков, определяемых под вырубку, был составлен еще в прошлом году. Лесопатологическое обследование начинается с воздушного мониторинга. Специалисты на низколетящих одномоторных самолетах намечают пораженные участки. После чего территории подробно исследуют лесопатологи.

— Обратите внимание, здесь все деревья размечены, — говорит старший участковый лесничий Филатовского лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес» Иван Новожилов. — Ведется учет каждого дерева по диаметру, высоте, породе и возрасту.

Фото: Дмитрий Отдельнов

Усач и друг его грибок

Основных приемов против короеда три: ловчие деревья — специально срубленное дерево, которое свежим запахом спелого луба привлекает к себе максимальное количество насекомых; сплошные и выборочные санитарные рубки — уже зараженные деревья убирают подальше от здоровых; и феромонные ловушки — к пластиковому щиту крепится таблетка с феромоном, имитирующим запах самцов или самок. Залетевший на запах вредитель выбраться из ловушки уже не может. Менее популярный метод — «уколы». Но обработка дерева инсектицидом — предприятие дорогостоящее. Гораздо дешевле обходится профилактика — своевременное удаление валежника и ослабленных деревьев.

— С одного дерева вылетает до 30 000 жуков, — рассказывает начальник отдела по взаимодействию со СМИ Комитета лесного хозяйства Московской области Святослав Некляев. — Жуки перезимовывают в подстилке, и, как только температура почвы достигает плюс восьми градусов, они устремляются на свежую кормовую базу. Именно этот момент смогла в прошлом году поймать наша лесопатологическая служба, которая, применив специальную систему развешивания ловушек, добилась того, что в среднем одна ловушка в день снимала до 70 000 жуков. В этот момент нам удалось снизить численность самого вредителя, а затем проводимые рубки по всей области смогли создать условия для того, чтобы у короеда сокращалась не только кормовая база, но и за ним не пришли вторичные вредители, которые значительно более опасны для леса. Это в первую очередь жук-усач и древоразрушающие грибы. Они вызывают явления, которые в случае сильных ветров ближе к концу лета образовывают массивные ветровалы и буреломы. Период восстановления такого запущенного леса составляет более 200 лет.

До прошлого года феромонные ловушки не применялись столь массово. До 2012 года подмосковные леса находились в ведении Управления лесов Москвы и Московской области, которое курировалось из федерального центра, и короедом не занимались так плотно. С приходом на пост губернатора Сергея Шойгу все лесное хозяйство перешло в ведение региона, в частности Комитета лесного хозяйства.

Фото: Дмитрий Отдельнов

Без харвестера и форвардера

Из-за не очень твердого грунта на истринском участке лесорубам приходится трудиться по старинке — рубить, валить и тащить с помощью пил и трелевщика (машины для транспортировки лесоматериалов). Если бы работы удалось начать раньше, когда почва еще не оттаяла на февральском солнце, можно было бы запустить на участок спецтехнику — форвардеры и харвестеры. Первый валит деревья и режет на бревна, второй, следуя за форвардером, собирает и складывает их штабелями. Для управления каждым из этих роботов достаточно одного человека. Две такие машины заменяют целую бригаду лесорубов.

Поскольку деревья уже испорчены вредителем, сделать из срубленной древесины качественные стройматериалы или бумагу не получится. Заготовки пойдут на второсортный сортимент: строительную доску, опалубку, щепу для древесно-стружечных плит.

— Мы надеемся, что в ближайшее время у нас появится еще один потребитель мертвой древесины — биоуголь, — говорит Святослав Некляев. — Создание так называемых древесных пеллетов для отопления. Там качество не важно. Те же деревья, которые глубоко поражены гнилью, будут перерабатываться в щепу и возвращаться в природу в виде удобрений.

Все вырубки будут компенсироваться посадкой новых деревьев, но в районах прошлогодних санитарных рубок. Это сделано для того, чтобы не нарушить естественный биологический цикл. Участок в Истринском районе будет засажен, соответственно, в следующем году.

Помимо борьбы с короедом санитарные рубки имеют еще одно положительное свойство. Компенсирующие посадки дают возможность лесу восстановиться оперативнее.

— Мы сейчас исправляем ошибку, допущенную много десятилетий назад, когда в период Гражданской и Великой Отечественной войн был уничтожен исконный состав подмосковного леса, — рассказывает Святослав Некляев. — Впоследствии огромная территория была почти полностью засажена монокультурой ели, столь любимой короедом-типографом. А любая монокультура — это очень слабый лес, очень неустойчивый к вредителю. И сейчас на местах всех санитарных рубок идет восстановление того леса, который традиционно был частью подмосковного ландшафта. Для того чтобы это сделать, несколько научных институтов в нашей стране занимались восстановлением данных лесоустройства ХIХ века. Выяснилось, что наш лес тогда состоял из смешения дуба, ели, сосны и березы. Причем в неравнозначных долях и с обязательной разновозрастной структурой. Такие леса были значительно более устойчивыми. Это, кстати, поможет увеличить процент недревесного ресурса — грибов и ягод.

В этом году в Московской области будет вырублено более чем на 600 га леса больше, чем в прошлом. По графику ближайшие санитарные рубки пройдут в Раменском, Серпуховском и Подольском районах.

Забираясь под кору, жук-типограф уничтожает проводящие каналы, ту ткань, за счет которой дерево поднимает с земли элементы питания и воду. За время своего пребывания под корой дерева короед оставляет после себя затейливые узоры, напоминающие чем-то печатную форму. За это его и прозвали типографом. Фото: Дмитрий Отдельнов

Цифра

8041 гектар ЛЕСА БУДЕТ ВЫРУБЛЕНО В ЭТОМ ГОДУ. За счет посадок в районах прошлогодних рубок восстановлено будет около 7 тыс. га. В прошлом году было вырублено 7400 га, восстановлено — 6800. Площадь восстановления всегда остается меньше относительно площади вырубки. Это связано с юридическими нюансами — на посадку на площади последних в году рубок до конца года не успевают провести тендер.

Кстати

Комитет лесного хозяйства Московской области еще раз напоминает, что, если вы сомневаетесь в законности проводимой рубки, вы можете проверить ее на сайте Комитета лесного хозяйства Московской области и на сайте ГКУ МО «Мособллес» в реестре санитарных рубок и на интерактивной карте.

Признаками законной санитарной рубки является установка по краям вырубки деляночных столбов, а также обязательный информационный аншлаг, содержащий телефон как лесничества, так и комитета с обязательным указанием номера и даты заключения госконтракта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру