Судьба спутника

Глава Мытищинского муниципального района Виктор Азаров о разнице в зарплатах со столицей, невыполнимых обещаниях и 14 га под метродепо

Города ближнего Подмосковья становится все более привлекательным для проживания не только для жителей других областей, но и коренных москвичей. Комфортное и относительно доступное жилье, развитая инфраструктура, местами даже приличная экология. И главное, в шаговой доступности столица. Но хорошее не может быть без плохого. Ничего личного. Только диалектика.

«Великое» переселение сделало города-спутники очень похожими в своих проблемах на столицу. Дороги, которые ассоциируются исключительно со словом «пробки». Точечная застройка. Многотысячные очереди в детские сады. Нехватка больниц и поликлиник. Наплыв мигрантов.

Именно с разговора об этих болевых точках началась моя беседа с главой Мытищинского муниципального района Виктором Азаровым.

Глава Мытищинского муниципального района Виктор Азаров о разнице в зарплатах со столицей, невыполнимых обещаниях и 14 га под метродепо

— Виктор Сергеевич, если в вашем районе те же проблемы, что и в столице, то какие из них являются для вас как для главы приоритетными?

— Все в одном приоритете, и все требуют срочного решения. Начну с точечной застройки. Как таковой в районе ее давно практически не существует. Если она и имеется, то связана только с муниципальными домами. У нас другая головная боль: строительство на бывших федеральных землях и землях фонда жилищного строительства. Частные компании выкупают эти территории с целью получить максимальную прибыль. Максимальная прибыль возможна только при максимальной этажности. Приходится строителей призывать к здравому смыслу.

— И как? Получается?

— В последнее время существенная помощь пришла со стороны врио губернатора Андрея Воробьева. Он четко обозначил позицию по ограничению этажности. Плюс введены ограничения по выдаче разрешений на строительство.

Надо понимать, что многоэтажность неразрывно связана с транспортной проблемой и очередью в дошкольные учреждения. Увеличивается пассажиропоток, что ведет еще к большим пробкам на дорогах.

Очередь от 0 до 7 лет составляет порядка 5,5 тысячи. От 3 до 7 лет в очереди стоят 1500 человек. Наше законодательство позволяет становиться на очередь в дошкольные учреждения и тем, кто не зарегистрирован по месту жительства в районе. Постановка на очередь имеет заявительный характер. Но когда подается родителями пакет документов для оформления, зачастую выясняется, что права на место в детском саду для ребенка нет. Поэтому реальная очередь несколько меньше.

У нас есть дорожная карта по ликвидации очереди в дошкольные учреждения. В 2013 году мы должны подготовить 1300 мест в детских садах. И в следующем году еще 1400. Если демографическая ситуация не будет меняться, то мы до конца 2014-го очередь сведем на ноль, и у нас еще в запасе останется порядка 200 мест.

Создание новых мест ведется в основном за счет нового строительства. Строим или из средств бюджета или инвесторов. В этом году мы открываем первый частный детский сад. За собственные средства предприниматель построил здание.

Мы в прошлом году приняли решение о внеочередном предоставлении мест в дошкольных учреждениях многодетным семьям. Если мама отказывается от места, мы ей выплачиваем ежемесячно 8,5 тысячи рублей. Это средняя стоимость содержания одного ребенка в дошкольном учреждении. Этим правом на сегодня воспользовались около 70 многодетных семей.

По медицине. Есть дефицит больничных койко-мест. Он возник у нас в общем-то давно. Строительство больницы дорогостоящее мероприятие. Тем не менее мы планируем построить две больницы. Они будут возводиться в Сухареве и в Пироговском, располагаясь практически на сельских территориях. Сухаревская больница будет строиться за счет инвестора. В Пироговском попытаемся использовать софинансирование. Цена вопроса 450 млн рублей. Мы заявились во все областные и федеральные целевые программы. Будет софинансирование — хорошо, не будет — строим на собственные средства. Хотя надо отдавать себе отчет в том, что строительство медицинских и дошкольных учреждений является большой нагрузкой на бюджет.

— Каковы параметры годового бюджета?

— Бюджет района составляет около 5 миллиардов рублей. Но надо понимать, что 80% из этих 5 миллиардов приходится на социальные обязательства (зарплата, коммуналка). Поэтому средств собственно на развитие остается не так много, как хотелось бы.

По разным оценкам, у нас остается 10–11% от всех собранных средств на территории. Все остальное уходит в вышестоящие бюджеты — региональный и федеральный.

С одной стороны, нам жаловаться грех. Не у каждого муниципального образования есть такие финансовые возможности. С другой стороны, не хватает финансирования на качественное исполнение своих полномочий. Хочу подчеркнуть, именно качественное. Ведь нужно не только строить, но и содержать. У нас сорок шесть детских садов, тридцать восемь школ, четыре больницы, шесть поликлиник. Все это необходимо содержать.

— Возвращаясь к теме здравоохранения. У вас наверняка, как и в других городах ближнего Подмосковья, часть медиков предпочитает работать в Москве?

— Есть такая проблема, которая с каждым годом все болезненнее. Мы практически находимся в Москве. Добраться туда не составляет никаких проблем. Особенно остро ощущается разница зарплат медиков в Москве и области. Очень существенная разница. Достигает 30–40 тысяч. У учителей ситуация не такая критическая. Разница в зарплатах с Москвой составляет 15–16 тысяч.

Кадровую проблему в медицине можно решить только за счет увеличения зарплат и предоставления жилья. Хотя в какой-то мере уход наших специалистов в Москву компенсируется за счет приезда медиков из близлежащих областей — Владимирской, Ярославской. Идет такая волновая миграция. Зарплата у них здесь, безусловно, выше, чем у себя в регионе. К тому же мы предоставляем временное жилье. Перспектива получения собственного жилья у них есть, но откровенно скажу: не ближайшая.

— Кстати, а как в целом в районе решается жилищная проблема?

— Имеется программа улучшения жилищных условий по ипотеке. 40% жилья в этой программе предоставляется работникам социальной сферы. 10% —молодым специалистам, 50% — очередникам.

В очереди на получение бесплатного жилья стоит около 3 тысяч семей. Очередь движется очень слабо. С другой стороны, я хочу заметить, что по ипотечной программе за 5 лет удалось улучшить жилищные условия примерно тысячи человек. Из них около 30% составляют работники социальной сферы.

Участник программы на первом этапе покупает жилье практически по себестоимости, раза в два ниже рыночной. Первоначальный взнос может составить 20-30% от стоимости жилья. Остальные сумма с рассрочкой на 10 лет выплачивается на выгодных условиях — 9% годовых. Естественно, много желающих попасть в эту программу.

— За последний год буквально кричащей проблемой стал неконтролируемый поток мигрантов в Москву и Московскую область. Вам как главе района, в котором имеется энное количество нелегальным мигрантов, в чем видится решение этого очень непростого вопроса?

— Вряд ли я буду оригинален. Назрела необходимость принятия кардинальных решений. В нашем районе 70% преступлений приходится на приезжих. Месяц назад мы закрывали Мытищинскую ярмарку. В процессе закрытия выявили свыше 1000 незаконных мигрантов. Ни постоянной работы, ни регистрации. Вот она, питательная среда для роста преступности. С одной стороны, надо вводить жесткий визовый режим. С другой — должна на полную мощь и системно заработать законодательная машина. Законов достаточно, “закавыка” — в их реализации.

Хотя вагоны столичного метро сделаны на Мытищинском вагоностроительном заводе, в сам город подземка еще не пришла.

— В прошлом году вы более чем убедительно выиграли выборы, набрав почти 80% голосов избирателей. В связи с этим такой вопрос: вы даете обещания, которые потом не выполняете?

— В год выборов я провел 49 встреч с населением — и охват был порядка 30 тысяч жителей. Любая встреча с населением — это испытание для руководителя. Иногда можно добиться диалога на таких встречах, а бывает, что случается монолог. В большинстве случаев у меня получался диалог. Я не даю обещаний, которые не могу выполнить. Никогда не надо обманывать. Я часто отвечаю нашим жителям, которые просят решить ту или иную проблему: «Вам, может быть, не понравится, но дело обстоит именно так, что сегодня вашу проблему решить не могу. Поэтому ничего обещать не могу». Мы же живем в реальном мире. Там крыша течет, здесь лифт сломался. Нельзя решить все сразу. Люди меня понимают, и между нами возникает доверие. Есть у меня одна больная тема. В 2011 году появилась реальная возможность строительства метро в Мытищах. Все было серьезно. Давались торжественные обещания, что в 2014-м, в крайнем случае 2015-м, в Мытищах будет метро. Мы уверены, что обещание выполнят. Держим 14 га муниципальной земли под депо. Но приоритеты сменились. Где-то что-то не срослось.

Жители меня спрашивают про обещанное метро. Я же не буду рассказывать обо всех хитросплетениях — экономических, социальных, политических. Самое большое разочарование, когда ты не можешь выполнить обещание, выполнение которого от тебя уже не зависит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру