Алгоритм успеха Андрея Сиденко

Обратиться к учителю информатики Андрею Сиденко серьезно и по имени-отчеству получается не сразу — уж больно молодой, кажется, будто вчерашний студент

Но в свои 28 лет он обошел десятки профессионалов с многолетним стажем со всей страны и стал «Лучшим педагогом России-2013». О прогрессе, культуре и спорте учитель сельской беляниновской школы №29 Андрей Григорьевич Сиденко поделился с «НП».

Обратиться к учителю информатики Андрею Сиденко серьезно и по имени-отчеству получается не сразу — уж больно молодой, кажется, будто вчерашний студент
Одним из первых лучшего учителя России-2013 поздравил губернатор Московской области.

— Андрей Григорьевич, а какой у вас был любимый предмет в школе?

— Конечно, информатика! Несмотря даже на то, что тогда она была немного не на том уровне, как сейчас. Кроме нее мне нравились математика, история, физкультура.

— А почему вы решили пойти, например, не на учителя истории? Информатика показалась посовременнее?

— Информатика всегда интересовала и привлекала меня тем, что она постоянно находится в развитии. Появляются новые программы, технологии, методики. Информатика не стоит на месте.

— А не страшно что-то упустить, не успеть за учениками? Ведь сейчас дети очень продвинутые.

— Пока нет. Я об этом даже не думаю, потому что, как любому современному человеку, мне интересно все, что происходит вокруг. Новые технологии, веяния, новые устройства, как они работают. Другой вопрос, как строить образовательный процесс так, чтобы было интересно детям. Вот когда я перестану следить за новшествами или мне станет скучно, вот тогда, вероятно, стану отставать.

Несмотря на то что стаж Андрея Сиденко чуть больше пяти лет, на конкурсе он обошел десятки более опытных коллег. Фото: архив Андрея Сиденко

— И что тогда? Станете преподавать историю?

— Да нет (смеется), тогда пенсия!

— Андрей Григорьевич, как вы считаете, есть ли у вас своя преподавательская фишка?

— Мне нравится, чтобы на занятиях было больше практики, это можно считать фишкой? Я убежден, что ту же теорию можно дома почитать, тем более базовый курс информатики очень маленький, всего 1 академический час в неделю — это 45 минут. И я предпочитаю проводить этот час с пользой, чтобы ребята сделали какую-нибудь практическую работу, лабораторную, написали программу, сделали проект, а не делали конспект учебника.

— Говорят, что работа в школе — дело нервное, а вы как считаете? Нервов хватает?

— Я не работал бы в школе, если бы действительно все было так страшно. Может, нервов и много, зато отпуск большой (смеется). Когда стараешься заинтересовать детей и увлекаешься процессом, как-то не думаешь, что сложно и что тяжело. Да, тяжело, но разве существует на свете легкая работа?

— А хотелось бы вам преподавать в университете?

— Пока нет. Меня все устраивает, мне нравится учить детей, работать в школе, нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. У нас отличный коллектив, который позволяет мне сказать с уверенностью, что на работу я иду с радостью.

— А почему для работы вы выбрали именно сельскую школу в деревне Беляниново Мытищинского района?

— Тут нет ничего особенного, это просто обычная, хорошая школа, с хорошими учителями, к тому же недалеко находится.

— А где преподают ваши родители? В досье участников конкурса «Педагог года» указано, что общий преподавательский стаж вашей семьи около 130 лет, неужели действительно так много?

— Да, получается, что даже больше ста тридцати. Родители у меня работают в Мытищах, мама математик, сейчас она директор школы, а папа по образованию географ, но по большей части работал учителем физкультуры. Супруга моя также преподает, брат — учитель английского. Бабушка по маминой линии была воспитателем в детском саду, бабушка по папиной — историк, в институте работала.

По мнению Андрея Григорьевича, творческий подход необходим в преподавании любого предмета. Фото: архив Андрея Сиденко

— И неужели никто не перетягивал на свою сторону? В свою предметную сферу?

— Нет, им это невыгодно, кто же им тогда будет компьютеры чинить? (Смеется.) Шучу, на самом деле у нас в семье все демократично, если кто-то выбрал определенную профессию, никто не пытается перестроить человека. Такого нет, не было и не будет никогда, потому что это все-таки выбор человека. Мой выбор связан с информатикой, и семья мой выбор всегда поддерживала.

— Есть ли что-то, что вы стараетесь вложить в головы своих учеников помимо знаний из учебника?

— Да, правда, это одновременно и простой и сложный вопрос. Я стараюсь формировать у них культуру в самом широком смысле этого слова. Информационную культуру, культуру общения, культуру слова, так чтобы они могли не только владеть технологией, а умели читать картинку, умели читать и понимать текст. Даже знать, как строится звук, — казалось бы, это самые простые вещи, но тем не менее это очень важно.

— Как вы относитесь к игровой части образовательного процесса?

— Отношусь положительно, ведь есть целое направление в обучении, называется геймификация. Это когда преподавание сводится к какой-нибудь игре. Например, шестиклассникам во время биологии куда интереснее было бы узнать устройство микроскопа через своеобразный квест, который нужно разгадать, расшифровать, а потом собрать детали микроскопа.

— А игры уже не образовательные, стрелялки и онлайн-игры? Как к ним относиться?

— Это, конечно, проблема. Но тут все дело еще и в воспитательной составляющей обучения. Если предложить интересную альтернативу, то на игры просто не останется времени. Если родители занимаются воспитанием во внеурочное время, то задача просто сводится к тому, чтобы поставить какой-нибудь контент-фильтр, который блокирует игры или разрешает их в определенное время. Но нельзя просто взять и внезапно спохватиться, внезапно заняться воспитанием десятиклассника. Делать все это нужно с детства, а то потом может быть поздно — у подростков всевозможные запреты вызывают в основном отторжение.

Особенно рады за любимого преподователя его воспитанники — ученики с 8-го по 11-й класс. Фото: архив Андрея Сиденко

— Андрей Григорьевич, вместе с абсолютной победой на конкурсе вам досталась почетная миссия — в течение целого года вы будете общественным советником министра образования. Уже придумали, что будете советовать? Есть что предложить?

— Теоретически есть, но я пока не могу их озвучивать.

— В мероприятии «Учитель года» вы участвовали по собственной инициативе или коллеги предложили?

— Я участвовал в десятках различных конкурсов, подсчитать сложно. Мне это и самому интересно было. Нельзя сказать, что я знал, что выиграю всероссийский этап. Сначала в школе выиграл, потом в районе, потом в области. Просто планомерно шел к этому, это долгий процесс, это не дело пары недель. Ведь у нас в регионе есть правила, победитель областного этапа целый год готовится, набирается опыта, а уже потом едет на всероссийскую часть. Я, например, являюсь победителем области 2012 года. В следующем году на «Лучший педагог России» поедет Сергей Ионов, учитель физкультуры из Серпуховского района и региональный победитель 2013 года.

— А чем же занимается региональный победитель целый год? В чем заключается подготовка?

— Это посещение семинаров, выступление на мастер-классах, участие в конференциях, написание научных статей и работ. На конкурсе немаловажную роль играет опыт. У меня его, конечно, и сейчас не много, но ведь было еще меньше!

— Были ли на конкурсе те, кого вы считали своими явными конкурентами?

— Нет, мы все дружили, помогали друг другу, особенно я дружил с учителем истории из Самары. У него опыт такой же, как у меня. Мы оба школу закончили в 2002 году, в одно время пришли работать. Он тоже финалист, победитель конкурса. Готовились вместе, книжки читали одни и те же, что-то он нашел, что-то я нашел, обсудили. С остальными участниками тоже были хорошие отношения, потому что все понимали, что все примерно равны и каждый достоин выиграть. Но жюри решило так, а уж почему именно так, думаю, мы этого никогда не узнаем.

— А что для вас на конкурсе было самым сложным?

— Третий тур, «круглый стол». Было сложно не потому, что не владел темой, дело было в обилии внимания телекамер, журналистов. Мы находились в большом пресс-центре, практически в центре Москвы. То, что мы говорили, транслировали в прямом эфире по телеканалам. Возможно, поэтому было сложно. А все остальное — дело подготовки, не было такого конкурса, к которому вообще не приходилось бы готовиться. Все равно занимаешься, читаешь, делаешь все, чтобы не ударить в грязь лицом.

Пеликан, расписанный под гжель, — награда за победу на областном этапе конкурса. Фото: архив Андрея Сиденко

— Конкурс и подготовка к нему обернулись недосыпом?

— Если честно, я до сих пор прихожу в себя. Но я сразу знал, это сложно. Это испытание, с которым надо справиться.

— Кстати, помимо вас были на конкурсе еще учителя информатики?

— Да, было шесть человек, в пятнашку попали трое: Алтайский край, Тюмень и я.

— А был кто-то, кто особенно впечатлил?

— Все мы были примерно на одном уровне, но я бы выделил учителя из Алтайского края, Лисина Алексея. Он работает в школе всего три года и с первого раза вошел в пятнадцать лучших учителей России. Представляете? Я думаю, мы о нем еще не раз услышим, он сильный педагог.

— А есть определенная профессиональная высота, которую вы бы хотели достичь?

— Сейчас моя главная цель — защитить диссертацию. Это у меня произойдет, наверное, до Нового года, я надеюсь. Диссертация связана с виртуализацией образования. Но полное название сказать не могу, существует определенный порядок конфиденциальности.

— Говорят, каждый педагог чему-то учится у своих детей. Чему вас научили дети?

— Например, мы решаем программу. Я знаю, допустим, пять способов решения программы. А ученик мне показывает шестой. Я даже не подумал о таком варианте, а он его увидел! И я понимаю, что такой способ имеет право на существование. Вот такому свежему взгляду на вещи я у них учусь.

Фактически для меня стимулом является работа учеников. Я перестану преподавать, когда они перестанут искать что-то, делать, не потому, что я им дал задание, а потому, что у них возникает живой интерес к проблеме, которую они самостоятельно хотят разрешить. Моя роль — в этом помочь, направить на тот путь, который будет верным.

— Почти все ваше время поглощено работой, а как вы отдыхаете?

— У меня очень много увлечений. Но основной отдых для меня — это спорт, еще иногда стихи. Правда, я не филолог, есть люди, которые осознанно за пять минут могут набросать отличное четверостишие, так вот это не про меня. Но иногда все-таки хочется. Еще я увлекаюсь фотографией, какое-то время занимался этим даже профессионально — в журналах печатался. Очень люблю лыжи. Я из тех людей, которые между субботним утренним сном и многочасовым катанием на лыжах выберут лыжи. Еще бегаю по утрам…

— Перед занятиями? В такую рань? Во сколько же вы просыпаетесь?

— Это несложно, непросто только первые два три раза, а потом это входит в привычку. И уже привыкаешь чувствовать себя бодрым, это дает большой заряд сил. Обычно мой день начинается в шесть утра, по выходным позволяю себе поспать подольше — до семи.

— Возвращаясь к вашей профессии, как вы считаете, как увлечь детей учебой? Приучить их читать?

— Я считаю, что нам всем не хватает образовательной рекламы. Вот есть реклама социальная, а есть реклама образовательная. Я бы хотел, чтоб по завершении популярных телепередач, в средствах массовой информации к детям обращались: «Ребята, учитесь, читайте, вам государство дает возможность получить образование, чтобы потом стать успешными». Я уверен, что нужно рекламировать не конкретный вуз, а культуру и образование в целом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру