Операция “Цитадель”

Успеет ли Россия подать заявку на “Оскар”?

“Оскароносец” Никита Михалков неожиданно столкнулся с серьезным противостоянием при выдвижении картины “Цитадель” (окончание трилогии “Утомленные солнцем”) на премию Американской киноакадемии в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Сдвинуть “Цитадель” активно старается второй российский лауреат этой премии Владимир Меньшов, глава национального отборочного комитета. На пресс-конференции в среду он подтвердил свою позицию.

Успеет ли Россия подать заявку на “Оскар”?

В среду скандал с выдвижением “Цитадели” на премию Американской киноакадемии получил продолжение. На пресс-конференции в РИА “Новости” глава комитета и зачинатель распри Владимир Меньшов расставил точки над “е”.

Вкратце напомним фабулу скандала: в понедельник на финальном заседании комиссии обсуждались три картины — “Цитадель” Никиты Михалкова, “Елена” Андрея Звягинцева и “Фауст” Александра Сокурова. Члены жюри, в состав которого, помимо Никиты Михалкова, входят Андрей Кончаловский, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Кирилл Разлогов, Владимир Меньшов, Карен Шахназаров и другие известные кинематографисты, большинством голосов проголосовали за фильм Михалкова. Причем сам Михалков в голосовании не участвовал (как автор фильма). Глава Оскаровского комитета России режиссер Владимир Меньшов, не согласился с таким решением и отказался подписывать протокол голосования и предложил изменить состав комитета.

И уже во вторник в некоторых СМИ со ссылкой на источник, близкий к комитету, появилась информация о том, что на ближайшее время может быть назначено переголосование. Однако директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов подробно рассказал о ходе голосования и перспективах картины. “Уже на первом заседании комитета было принято решение в пользу фильма Михалкова”. Он добавил, что позже глава комитета Меньшов предложил картины, еще не выходившие в прокат, “хотя это грубое нарушение регламента “Оскара”. По его словам, все представленные картины были отсмотрены, и жюри снова сделало выбор в пользу “Цитадели” Михалкова — то есть, переголосование, что уже понятно, не принесет победы другой картине.

Это, кстати, нехотя признал на пресс-конференции и Владимир Меньшов: “Результаты голосования легитимны, решение комитета не обсуждаемо”. Таким образом, он противопоставил, по сути, свое мнение мнению остальных голосовавших профессионалов кино — если “Цитадель” в списке, то почему один Меньшов считает ее недостойной выдвижения? Кстати, продюсер проекта “Утомленные солнцем-2” Леонид Верещагин логично отметил, что у Меньшова была не одна возможность изменить мнение членов комитета на предыдущих заседаниях, когда “от длинного списка (фильмов) постепенно шли к короткому”. В конце концов, Владимир Меньшов и члены его комитета могли обсудить создавшуюся проблему келейно и найти решение. Но Меньшов выбрал путь публичной атаки, причем сам же признал на пресс-конференции, что не подписание документа — “единственная форма протеста, которую я мог употребить в дело”. Однако выбранная им форма в реальности не решает тех задач, которые стоят перед Оскаровским комитетом: в российском кинематографе разгорается скандал, а тем временем остальные страны выдвигают фильмы-участники. Причем срок подачи заявок в Академию истекает 1 октября.

Сроки поджимают Меньшова, ведь две другие картины (“Цитадель” вышла в прокат в мае) по правилам Американской киноакадемии должны также быть прокатными. На пресс-конференции глава комитета пытался успокоить — мол, “Елена” уже вышла в прокат. Вот только ошибся, не вышла. С “Фаустом” все еще сложнее — картина международная, актеры частью европейские, язык фильма немецкий, на русский ее еще даже не озвучивали. Можно выдвинуть, вот только от кого?

“Существуют 2 или даже 3 картины, которые не были в прокате, но это можно организовать, — убеждал Меньшов. — Были такие случаи, когда мы выбирали картину и после пускали в прокат на 7 дней”. Кому как не ему знать, что процесс запуска недавно смонтированной картины в прокат довольно трудоемкий — надо “причесать” оригинал, переписать звук, сделать и разослать копии, договориться с прокатчиками, а тем — успеть сделать и запустить рекламу, отпечатать и продать билеты и т.д. И все это до 1 октября.

Некоторая нелогичность главы “легитимного российского комитета” проявилась и в отношении к правилам Американской киноакадемии. Плавно обойдя тему нарушения правил отбора картин в “оскаровскую” номинацию, он тут же заявил, что “Американская академия следит за всем, строго следит за исполнением всех процедур и их требований”. Нарушать установленные не нами правила под пристальным взглядом хозяев премии — это значит разрушить отношения с Киноакадемией, поставив под угрозу вообще выдвижение каких-либо российских картин впредь. Видимо, Меньшов понимает, чем рискует, и готов многое поставить на карту.

Причем, заварив скандал, он готов уступить Михалкову инициативу. Даже настаивает, что стало ясно из пресс-конференции. Меньшов неоднократно повторял, как заклинание по разным поводам: “пусть он решает эту проблему”, “думаю, Михалков преодолеет эту сложность”, “еще раз повторю, я остаюсь, пусть это будет очередная головная боль Никиты Сергеевича” и, наконец, “сейчас мяч на их стороне, как отобьют, так отобьют…” Печально будет, если этот скандал в итоге позволит американским киноакадемикам отклонить российскую заявку на “Оскар” по формальным основаниям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру