Макропроблемы от микрокредитов

«Почта России» подверглась массированной информационной атаке в СМИ

20 февраля 2012 в 15:36, просмотров: 1447

В начале этого года «Почта России» оказалась в центре скандала в связи с организациями, осуществляющими выдачу микрокредитов гражданам. Все дело в том, что микрофинансовые организации арендуют у почтового оператора помещения и, используя его разветвленную сеть отделений по всей стране, быстро заняли выгодную позицию на рынке, получив тем самым перед банками существенное преимущество. Это, разумеется, не  могло остаться без ответа обиженных конкурентов. «Почта России» подверглась массированной информационной атаке в прессе, Интернете и на телевидении. Основной мессидж агиткампании – почтовый оператор вводит в заблуждение пенсионеров, которые доверяют «Почте» и принимают услуги кредитных организаций за услуги почты. А оборотистые финансисты «впаривают» доверчивым гражданам кредиты под заоблачные проценты. С учетом того, что все это происходит на фоне идущей в стране избирательной кампании, удар по «Почте России» был рассчитан точно и цинично.

Макропроблемы от микрокредитов
фото: Наталия Губернаторова

Подоплеку кампании против «Почты России» исчерпывающе раскрыл депутат Госдумы Афонский В.И.: «Уже полтора года, как 400 микрофинансовых организаций, самостоятельно, в частном порядке, выдают мини-займы под очень большие проценты. До определенной поры никого это не волновало. Но как только эти компании начали использовать сеть «Почты России», «широкая общественность» вдруг встревожилась и возмутилась». «Общественность стала горячо выражать свою заботу о людях». Почему? Вопрос напрашивается сам собой. «Микрофинансовые организации «откусывают» у банковских структур аппетитный кусок из коротких и дорогостоящих кредитов». Получив преимущество в виде сети «Почты России», покрывающей всю страну, эти организации грозят выиграть конкурентную борьбу».

Таким образом, «Почта России» оказалась пострадавшей стороной в конфликте китов кредитного рынка и мелких организаций, вступивших в конкуренцию с ними. С юридической точки зрения, почтовый оператор не несет никакой ответственности за деятельность микрофинансовых организаций, арендующих ее помещения. Однако «Почту России» искусно втянули в конфликт, и его гендиректор А.Киселев отреагировал обращением в комитет по финансовым рынкам ГД с предложением запретить микрокредитование по высоким ставкам. По его словам, «размер доходности по кредитам, выдаваемым через отделения «Почты России», должен быть ограничен десятью ставками рефинансирования». В данный момент закон вообще не регулирует ставки микрозаймов.

У «Почты России» нет полномочий вводить ограничения для организаций, использующих ее помещения. Фактически инициатива почтового оператора указывает на недостатки федерального закона и необходимость внесения в него соответствующих поправок. А это уже компетенция депутатов Госдумы. По мнению адвоката Московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Сергея Горбачева, «с правовой точки зрения, «Почта России» не является  субъектом права на законодательную инициативу, но тем не менее может делать свои предложения, направляя их в профильные министерства для анализа».

Экономический эффект подобной инициативы поясняет главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин: «Это конструктивная инициатива, как для бизнеса «Почты России», так и для российской экономики в целом. Для российской финансовой системы вступление в силу данного закона означало бы снижение рисков на активно растущем сегменте микрофинансирования». 

В некотором смысле заказчики пропагандистской кампании против «Почты России» сыграли ей на руку. Если народные избранники поддержат инициативу почтового оператора, то из пострадавшей стороны «Почта России» может превратиться в крупнейшего игрока на рынке кредитования, предоставляя площадку для дешевых и доступных кредитов населению.  А в выигрыше от всей этой коллизии окажутся граждане страны, нуждающиеся в доступных кредитах на свои нужды. Популярный автор книг о путях достижения успеха Дейл Карнеги советовал своим читателям учиться «делать из лимона лимонад», т.е. оборачивать неудачи в свою пользу. Именно этот путь избрало руководство «Почты России».



Партнеры