Мэрия Москвы взяла ножницы,

чтобы урезать инвестиции в строительство

5 марта 2012 в 19:58, просмотров: 2180

Столичные власти урезали инвестиции в городское строительство почти на 20%. Вместо 444 млрд. руб. на капвложения в 2012 году будет направлено 356 млрд. руб. В стройкомплексе утверждают, что причина не в строителях, а в прогнозируемом снижении налоговых поступлений от «Газпрома» и нефтяников.

Мэрия Москвы взяла ножницы,
фото: Сергей Артемов

Адресную инвестиционную программу (АИП) 2012–2014 гг. правительство Москвы утверждало дважды. Сначала в августе 2011 года, потом — в феврале 2012-го. Разница составила «минус» 150 млрд. руб. за три года, из них 88 млрд. руб. — в 2012 году. Столь неожиданные цифры (прежде власти говорили только о повышении бюджетных инвестиций) в мэрии объясняют новыми федеральными законами, которые могут привести к потере городом значительной части налоговых доходов.

В прошлом году тогда еще кандидат в президенты Владимир Путин заявил, что «надо менять ситуацию, когда компании (имелось в виду ресурсодобывающие организации. — „ЭВ“) работают по всей стране, а налоги платят только в Москве». Результатом этого выступления стало принятие Госдумой сразу в трех чтениях законов о контроле за трансфертными ценами и о консолидированном налогоплательщике.

Теперь крупные холдинги могут перейти на консолидированную уплату налога, который потом будет делиться между регионами, где находятся их подразделения (ранее значительная часть прибылей из-за трансфертных цен концентрировалась в Москве, и налоги, соответственно, оседали в городском кармане). В мэрии прогнозируют, что новый порядок уплаты налогов может привести к потере от 50 до 90 млрд. руб. доходной части бюджета. Оценка Минфина — 60 млрд. Для справки: в 2011 году Москва получила от газовой отрасли — 159,7 млрд. руб. налоговых отчислений, от нефтедобывающих компаний — 46,3 млрд. руб., от банковского сектора — 50,3 млрд. руб., от энергетиков — 11,9 млрд. руб. Доля крупнейших налогоплательщиков — «Газпрома», ЛУКОЙЛа и «Роснефти» — составляет более 22% получаемых городом налогов.

«Неудивительно, что, ознакомившись с новыми законами и подсчитав возможные потери для бюджета, правительство Москвы решило скорректировать свою инвестиционную программу», — заявил «ЭВ» глава департамента строительства Андрей Бочкарев. По его словам, город вынужден маневрировать в части принятия на себя бюджетных обязательств и экономить на вложениях в будущие объекты. «Главное — это выполнение социальных гарантий», — подчеркивает чиновник.

Деньги, забранные у строителей, будут перераспределены на другие отрасли городского хозяйства. «О пересмотре параметров доходной части бюджета речь пока не идет», — говорит источник в горадминистрации. Дополнительные средства будут выделены на благоустройство, ремонт дорог и здравоохранение. На встрече с журналистами «мэрского» пула Сергей Собянин сообщил, что летом планируется отремонтировать треть всех городских дорог, продолжить ремонт подъездов, замену лифтов и установку новых дорожных знаков. «Корректировка инвестпрограммы связана с тем, что по ряду направлений стройкомплекс не справляется с поставленными задачами», — утверждает собеседник газеты. В подтверждение своих слов он приводит показатели по жилищному строительству. В 2011 году адресно-инвестиционной программой было предусмотрено ввести в эксплуатацию 671,8 тыс. кв. м муниципальных новостроек. Построили — 574 тыс. кв. м, или 85% от плана. АИП 2012 года первоначально предусматривала строительство 817 тыс. кв. м жилья. К февралю объемы скорректировали до 530 тыс. кв. м. Причина — дефицит площадок под строительство стартовых домов, что опять-таки связано с низкими темпами сноса пятиэтажек. В прошлом году было снесено всего 25 «хрущоб» вместо 70. Есть отставание и по другим социальным объектам, в частности детским садикам.

Андрей Бочкарев, в свою очередь, говорит, что у стройкомплекса нет проблем с освоением бюджетных средств: «За 2011 год было разработано очень много проектной документации — нам, если честно, денег даже не хватает. По ряду объектов приходится сдерживать темпы работ». Действительно: строителям пришлось отложить начало реконструкции Волгоградского и Рязанского проспектов, запланированное на первый квартал текущего года. В целом затраты на транспортное строительство сокращены в АИП с 267 млрд. до 213 млрд. руб. Еще 75 млрд. руб. выделяется на строительство метро. Однако на встрече с журналистами Сергей Собянин дал понять, что никаких ограничений по деньгам у метростроевцев нет и город готов дать им 100–120 млрд. руб., если они справятся с освоением.



Партнеры