Делайте свои выставки

Что мешает столице принимать у себя крупные инновационные салоны?

28 июня 2012 в 18:06, просмотров: 4052

В отличие от рынка жилой и торговой недвижимости в Москве (а тем более в провинции) наблюдается дефицит выставочных павильонов. Речь прежде всего идет о закрытых помещениях, предоставляющих качественные услуги и позволяющих экспонентам показать свой товар в лучшем свете. Почему коммерсанты не спешат заниматься этим бизнесом? В этом постарался разобраться «МК».

Делайте свои выставки

Объем российского рынка выставочной деятельности, согласно различным экспертным подсчетам, составляет сегодня около $1,3–1,5 млрд. Основная часть индустрии сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. На долю регионов, по разным оценкам, приходится лишь около 40–50% этого рынка.

— Выставочная индустрия в большинстве регионов на данном этапе находится в первоначальной стадии своего формирования, — говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. — Несомненно, что этот бизнес обладает значительным потенциалом и является важным направлением развития, в том числе с точки зрения маркетинга территорий и предприятий. Выставочная деятельность способствует развитию корпоративных связей, расширению рынков сбыта, экспортных возможностей, партнерских отношений, положительно влияет на уровень экономической активности субъектов Федерации. Интерес к подобным мероприятиям формируется на весьма высоком уровне.

Одним из негативных факторов, препятствующих более динамичному развитию рынка, остается в том числе и дефицит качественных выставочных площадей, подчеркивают эксперты. Даже в Москве площадь выставочных площадей составляет около 1 млн. кв. м, что не отвечает текущему уровню спроса. На долю качественных объектов, отвечающих современным требованиям, приходится не больше 50–60% предложений, и их можно в прямом смысле пересчитать по пальцам. При этом разговоры о превращении Москвы в культурно-выставочную столицу если не мира, то Восточной Европы идут постоянно, заявляются масштабные проекты, но на деле ситуация почти не меняется.

На фоне такого дефицита выставочных площадок в Москве активные руководители регионов не теряют времени даром. Так, недавно Екатеринбург презентовал в Париже заявку на проведение Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020» (Expo-2020). Другими претендентами являются Измир (Турция), Аюттхая (Таиланд), Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) и Сан-Паулу (Бразилия). По словам замглавы Минпромторга РФ Георгия Каламанова, Екатеринбург быстрее зарубежных претендентов на проведение «ЭКСПО-2020» освободит участок под выставочную территорию; в других же странах вопрос с землей решается сложнее. Частично инфраструктура под выставку уже сформирована. Поблизости от аэропорта «Кольцово» выстроен огромный комплекс «Екатеринбург Экспо», в котором с прошлого года проходит представительная инновационная выставка «Иннопром». Член Совета Федерации от Свердловской области Аркадий Чернецкий отмечает, что эта площадка напрямую примыкает к символической границе между Европой и Азией, которая проходит по территории Екатеринбурга.

Россия участвовала во всех всемирных выставках, но ни разу не проводила их на своей территории. В начале 2000-х на проведение «ЭКСПО-2010» претендовала Москва, но проиграла гонку. Одной из причин поражения, по мнению экспертов, стал как раз тотальный дефицит выставочных площадей вкупе с нехваткой гостиниц.

— Теоретически рентабельность выставочного бизнеса вполне может быть заметно выше доходности от сдачи в аренду офисных площадей — около 20%, — утверждает Анна Мишутина. — Но для эффективной реализации подобных проектов необходимы специализированные площади и соответствующие компетенции.

Кроме того, выставочная индустрия весьма чувствительна к общей макроэкономической конъюнктуре. Значительную коррекцию это направление испытывало в период кризиса. Прежде всего в результате существенного снижения деловой активности и сокращения бюджетов на выставочные мероприятия компаний, оперирующих в самых различных сферах.



Партнеры