Самый высокий небоскреб — плохая примета

Почему над Китаем нависла угроза экономического кризиса?

В одной популярной американской песенке есть такие слова: «Чем выше залезаешь, тем больнее падать». Сама песня легкомысленная, но эта строка не лишена мудрости. Касается это не только людей, но и небоскребов… На днях китайские девелоперы отпраздновали закладку фундамента небоскреба в южном городе Чанша. Небоскреб этот, окрещенный Sky City, — особенный. Когда его строительство закончится в 2014 году, высота Sky City составит 838 метров. Таким образом, он переплюнет Burj Khalifa в Дубае на целых 10 метров и станет самым высоким небоскребом в мире.

Почему над Китаем нависла угроза экономического кризиса?

Казалось бы, еще одно свидетельство мощи китайской экономики, рвущейся к первому месту на планете. Но вспомним мудрость американской песенки, а главное, подкрепляющий ее так называемый небоскребный индекс (The Scyscraper index). Этот индекс гласит: строительный бум, который венчает возведение самых высоких зданий в мире, является предвестником экономического кризиса.

На первый взгляд звучит сей индекс по меньшей мере странно. Однако его подтверждает 150-летняя история. Эндрю Лоуренс, автор «небоскребного индекса» и руководитель исследовательской фирмы CIMB Group, говорит: «Корреляция между самым высоким зданием в мире и экономическими депрессиями и рецессиями непоколебима. Распространится она и на Китай».

Давайте посмотрим, действительно ли индекс Лоуренса столь непогрешим? 23 октября 1929 года небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке после установления на нем шпиля достиг высоты 319 метров и стал самым высоким зданием в мире. Ровно через пять дней после этого последовал обвал на бирже Уолл-стрита, и за ним последовала знаменитая Великая депрессия.

В марте 1996 года в Малайзии было закончено строительство башен-близнецов Петронас-тауэрс высотой 452 метра. Они стали самыми высокими зданиями в мире. Так случилось, что именно в те дни я находился в столице Малайзии Куала-Лумпуре и вместе с другими журналистами присутствовал на крещении башен-близнецов Petronаs Towers. Было выпито много шампанского, но отрезвление не заставило себя ждать. Разразился знаменитый азиатский кризис, и малазийский рынок упал на целых 50%. Как назло я снова оказался в Куала-Лумпуре и одновременно на мели. Дело в том, что у меня с собой был лишь минимум наличности. Надеялся на кредитные карточки. Но правительство издало распоряжение закрыть все банкоматы. Лишь после того, как я обратился в МИД Малайзии, мне в виде исключения разрешили получить энное количество валюты.

Пошли дальше.

В октябре 2009 года был возведен небоскреб Burj Khalifa в Дубае. Его высота составила 828 метров, и он стал рекордсменом. Буквально через два месяца долговое цунами обрушилось на столицы Среднего Востока, а глобальный финансовый кризис потряс мировые рынки. То же самое наблюдалось после строительства Эмпайр-стейт-билдинг и башен-близнецов ВТЦ в Нью-Йорке и возведения небоскреба Taipei-101 на Тайване.

Что за чертовщина?! — можете сказать вы. Кто проклял самые высокие? Но никакой чертовщины в этой взаимозависимости нет. Небоскребы никто не проклинал. Ларчик открывает экономика. Роль бомбы, заложенной под фундаменты небоскребов-рекордсменов, играет гигантская экспансия кредита. Это можно проследить на том же Китае. В 2008 году, пытаясь избежать влияния глобального финансового кризиса, Пекин решил подмазать свою экономику грандиозными монетарными вливаниями. Но это повлекло за собой кредитный бум, а бум привнес «легкие деньги». Они вкладывались в гигантское строительство, необходимости в котором не было. Рано или поздно за это пришлось бы расплачиваться строителям и инвесторам. Так оно и произошло. «Китай собирается в течение четырех лет построить 40% всех небоскребов мира. Вполне очевидно, что это приведет к «строительным пузырям», — говорит Лоуренс. А пузыри, как известно, лопаются.

На днях закончилось строительство 600-метрового небоскреба в Шанхае. Он до 2014 года будет самым высоким в Китае и вторым в мире. По словам Арта Генслера, основателя архитектурной фирмы Gensler global, «они (то есть китайцы. — М.С.) хотели создать символ нового Китая». По-видимому, 600-метровый «символ» в Шанхае показался Пекину недостаточно символичным, и он замахнулся на 838-метровый символ в Чанша.

Вы можете сказать: ну и пусть подавятся эти любители символов своими небоскребами. Но не рой другому яму… Если строительный бум вызовет коллапс китайской экономики, то под падающими (метафорично) небоскребами китайских городов может оказаться весь мир. Профессор Пекинского университета Майкл Петтис пишет: «История китайских небоскребов накренила их к худшему. Китай накануне срыва. А если он сорвется, он повлечет за собой всю мировую экономику». Если это произойдет, то все станут клясть Sky City — 838-метровый небоскреб ценою почти в 2 миллиарда долларов. А зарницы такого развития уже есть. Темпы роста экономики Китая снизились до 7,5% во втором квартале этого года. Это самая «медленная гусеница» за последние девять месяцев (данные Национального бюро статистики). Напомню, что за последние три десятилетия средний рост ВВП Китая составил 10%. Напомню и это: что для Китая гусеница, то для России — экспресс.

Сами небоскребы, конечно, не вырвутся в эффекте их индекса, как они не виноваты в том, что люди, потерявшие состояние, кончают самоубийством, выбрасываясь из их окон…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру